Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В NASA назвали трещины модуля «Звезда» предвестником «зазора» между космическими станциями
Пару недель назад Международная космическая станция разменяла 23-й год своего существования на орбите. И хотя далеко не все ее модули насчитывают и десяти лет эксплуатации, конструкция в целом давно вызывает опасения в надежности. В числе прочего американскую сторону особо волнуют недавние неполадки в российском сегменте. Их считают предвестником серьезного препятствия человеческой экспансии в космос — когда мы лишимся важнейшего форпоста на орбите Земли, а замены ему еще не появится.
Офис генерального инспектора NASA (OIG) в отчете, опубликованном 30 ноября (ссылка на PDF-документ), называет этот нежелательный сценарий ближайшего будущего «зазором» между космическими станциями. Причем сейчас трудно сказать, насколько может затянуться период, когда у человечества уже не будет МКС, но заменяющие ее станции (полноценно международные или национальные с международным участием) еще не появятся.
Напомним, OIG — специализированная организация внутри американских ведомств, отвечающая за всесторонний анализ деятельности соответствующей государственной структуры. В конкретном случае — Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). По плану агентства, заменой МКС должна стать одна или несколько частных космических станций. Правительственный заказчик, в свою очередь, будет лишь арендовать их модули для своих целей.
Ну а вся забота по содержанию, эксплуатации, разработке, менеджменту и выводу на орбиту этих лабораторий ляжет на плечи коммерческих структур. По аналогии с программой Commercial Crew Program (CCP), в рамках которой создавали корабли SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner. Не стоит забывать и о невероятно успешных Commercial Resupply Services (CRS) и Commercial Orbital Transportation Services (COTS) — последняя породила грузовые корабли SpaceX Dragon и Orbital Sciences Corporation Cygnus, а первая, собственно, служит комплексом контрактов на их сегодняшнюю эксплуатацию.
Но у проверяющих структур — своя оценка таких планов, причем весьма скептичная. Причин тому — сразу несколько, полный их список подробно изложен в вышеприведенном документе. Главные опасения OIG сводятся к двум основным пунктам. Во-первых, обозначенные NASA временные рамки ввода в эксплуатацию новых коммерческих орбитальных станций выглядят, мягко говоря, оптимистично. А во-вторых, нынешнее состояние МКС вызывает серьезные опасения: в качестве наглядного признака ее заметного износа и устаревания Офис генерального инспектора называет трещины в модуле «Звезда».
Как российский модуль намекает на конец всей станции
Международная орбитальная лаборатория всегда теряет воздух — идеальной ее структуру сделать невозможно. Существуют определенные нормативы, до превышения которых ситуация считается штатной. Однако иногда потеря атмосферы становится слишком быстрой, это вызывает необходимость срочно проводить ряд заранее предусмотренных мероприятий. Крупную утечку ищут всем экипажем, локализуют и стараются устранить специальными средствами.

В случае с модулем «Звезда» все оказалось серьезнее, чем изначально ожидалось. Даже после принятия всех необходимых мер из ее промежуточной камеры атмосфера по-прежнему утекала в открытый космос. Герметизация всех подозрительных мест не помогла — станция сейчас теряет порядка 270 граммов воздуха в сутки, это вдвое выше нормы. Как отмечает издание SpaceNews, NASA и «Роскосмос» проводят всестороннее расследование неполадки, его результаты ожидаются в марте 2022 года.
Казалось бы, ну техническая проблема, ну решается же — чего панику, пусть и умеренную, наводить? Беда в том, что промежуточная камера не является нагруженным элементом модуля, появление в нем трещин не должно происходить так рано. По крайней мере, согласно существующим моделям эксплуатации станции. А в плане предсказания срока жизни и износа МКС даже применительно к российскому сегменту NASA можно доверять: американская сторона располагает полнейшей информацией об устройстве всех модулей и богатейшим опытом наблюдений за их техническим состоянием.
При этом никаких внешних или внутренних причин появления мест утечки воздуха из «Звезды» до сих пор обнаружить не получилось. А впервые проблема проявила себя еще в 2019 году. Удары космического мусора и микрометеориты в качестве источников повреждений практически наверняка отметаются. И внешний, и внутренний осмотр не выявил следов их попадания — по крайней мере, по известным данным. Кроме того, промежуточная камера расположена в торце модуля и окружена агрегатным отсеком с двигательной установкой модуля, который предоставляет дополнительную защиту от внешних угроз.
Иными словами, как наиболее вероятного виновника образования трещин рассматривают либо производственные дефекты (крайне маловероятно), либо нарушение правил эксплуатации (тоже вряд ли), либо усталостные разрушения конструкции. В последнем варианте, самом вероятном, и кроется наибольшая угроза. Если даже ненагруженный элемент станции показывает признаки возрастного разрушения, значит, и другие модули могут начать отказывать похожим образом. А следовательно, все дальнейшие прогнозы по срокам эксплуатации МКС придется пересмотреть.
Почему замены быстро не будет
Безусловно, в последние годы каких только обещаний создать преемника МКС в новостях ни появлялось. И Российская орбитальная станция, и частные от сразу нескольких американских компаний. Каждый из этих проектов выглядит перспективно, но когда они начнут реализовываться в металле — вопрос с большим подвохом. Например, космическое агентство США считает, что реально можно рассчитывать на появление хотя бы одной станции к 2028 году. Учитывая, что как раз сейчас сенат завершает все формальности по одобрению запроса NASA на эксплуатацию МКС до 2030-го, получается пара лет в запасе.

Но дотошные сотрудники OIG тонко намекают, что такой оптимизм не вяжется с имеющимся опытом коммерциализации космической отрасли. Та самая программа CCP шла от утверждения технического облика до первого полета восемь лет. И это был корабль SpaceX Crew Dragon: созданный на базе успешно летающего изделия, но при этом все равно отставший от ранее обозначенных сроков. К слову, второй участник CCP — компания Boeing с ее CST-100 Starliner — так до сих пор не смогла провести успешный тестовый запуск.
А в NASA ожидают, что программа коммерческих космических станций войдет в стадию утверждения технических обликов проектов к 2025 году. Офис генерального инспектора называет такой срок крайне труднодостижимым, и уж тем более нереалистично создать первый модуль таких станций всего за три года. Более того, с проверяющей структурой соглашаются опрошенные во время подготовки отчета представители отрасли.
Так ли страшен «зазор»
В итоге получается, что пессимистичный прогноз OIG выглядит гораздо реальнее оптимистичных намерений NASA, и спорить с отчетом трудно. Однако появится ли пресловутый «зазор» — сомнительно. Задача офиса генерального инспектора заключается в намеренном указании на угрозы до того, как они станут неизбежными. Поэтому в ближайшие годы состоянию самых старых модулей МКС будут уделять повышенное внимание. Это позволит орбитальной лаборатории дотянуть до появления первого преемника. А может, даже не одного.
И частников подгонять никто не будет: американская космонавтика на горьком опыте вывела непреложное правило «better safe than sorry» («лучше перестраховаться, чем сожалеть»). Как минимум один проект имеет все шансы полететь в космос — если не до конца декады, то хотя бы в начале 2030-х. Речь идет о детище Axiom Space. Ну и не будем забывать об отечественной РОСС: вероятность ее появления тоже не на нуле.
Полностью исключать сценарий, в котором МКС придется свести с орбиты до создания любых альтернатив, конечно, не стоит. Мало ли, какие кризисы нас ждут впереди. И это будет действительно серьезный удар по международной кооперации в аэрокосмической отрасли вкупе с пилотируемым изучением околоземного пространства. Каждый день опыта, получаемого экипажем МКС, бесценен для дальнейшего освоения Солнечной системы человечеством. Но такой исход желательно избежать любым оправданным способом.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.
Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
А.Толстой "Петр Первый" (с)Именно так.
А.Толстой "Петр Первый" (с)Именно так.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии