04.06.2021
Университет Лобачевского
1 731

В ННГУ выявили индивидуальные траектории старения

4.5

Новый подход к определению биологического возраста человека предложили ученые лаборатории системной медицины здорового старения ННГУ. Исследователи предлагают брать за основу индивидуальные траектории старения.

В ННГУ выявили индивидуальные траектории старения / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports. В проекте приняли участие ученые Университета Лобачевского, Болонского университета (Италия) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Они изучили один из основных показателей биологического возраста человека – метилирование ДНК – изменение  молекул ДНК, способное «включать» и «выключать» определенные гены.

Этот процесс необходим для развития живого организма, специализации стволовых клеток, формирования тканей и органов.  Измеряя метилирование можно понять степень и скорость старения организма. До сих пор эпигенетические часы — набор параметров для определения биологического возраста — учитывали равномерное, линейное изменение показателей метилирования в течение жизни. Нижегородские ученые при поддержке иностранных коллег проанализировали лонгитюдные данные 442 шведских близнецов, наблюдавшихся более десяти лет, и однократные данные 729 шведских мужчин и женщин.

Реконструкция индивидуальных траекторий метилирования ДНК показала, что этот процесс чаще всего неравномерен и это неслучайно. Метилирование соответствует уникальным особенностям развития организма, таким как генетика и окружающая среда (социально-экономический статус человека, его образ жизни, привычки, климат, экология и многие другие).

Проректор Университета Лобачевского по научной работе Михаил Иванченко: «Люди очень разные, но до сих пор мы не знали, как эти различия сказываются на возрастных заболеваниях, на том, как мы стареем. Для персонализированной медицины очень важно понимать траектории развития, адаптации, старения каждого отдельного человека. Главный результат нашего исследования в том, что мы увидели: люди действительно стареют по-разному».

Полученные результаты объясняют большую неоднородность в метилировании, которая наблюдается у пожилых людей, а также у людей с возрастными патологиями: синдромом Дауна, болезнью Альцгеймера, онкологическими заболеваниями. Авторы исследования планируют разработать более точные эпигенетические часы, которые будут учитывать индивидуальные траектории биологического возраста. Это еще один шаг в изучении механизмов старения и развитии персонализированной медицины.