Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ узнали, как социальный статус влияет на количество употребляемого алкоголя
Среди высококвалифицированных специалистов и руководителей выпивающих больше, чем среди рабочих и обладателей низкой квалификации, но объем потребления спиртного у них меньше. К таким выводам пришли исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Исследование вышло в журнале «Вопросы статистики». Злоупотребление алкоголем приводит к болезням и преждевременной смерти огромного количества людей по всему миру. Так, в 2021 году чрезмерное потребление спиртного стало прямой или косвенной причиной гибели почти 50 тысяч россиян. При этом существующие исследования указывают на то, что алкоголь причиняет больший вред людям с относительно низким социальным статусом. В новом исследовании на российских данных экономисты Вышки выяснили, как профессиональный и социальный статус человека влияет на вероятность того, что он будет употреблять алкоголь, и на объем потребляемого.
Для этого они взяли данные о 50 тысячах работающих женщин и мужчин в возрасте от 16 до 55 и 60 лет соответственно. В 2013–2019 годах их опрашивали о том, как часто и в каких количествах они употребляли спиртное в последний месяц, а также просили указать, к какой профессиональной группе они относятся и как оценивают свое положение в обществе. Более свежие данные в работе не использовались, так как пандемия коронавируса могла повлиять на потребление алкоголя, и это изменение исказило бы результаты.
Такой способ опроса (когда одних и тех же людей опрашивают несколько раз на протяжении длительного времени) позволяет в определенной степени отделить черты, характерные для какой-либо социальной группы, от индивидуальных особенностей респондентов. Например, если при изменении профессионального статуса человек продолжает употреблять такой же алкоголь и в таких же количествах, это может указывать не на схожесть потребления в разных профессиональных группах, а на устойчивость привычек и предпочтений конкретного человека.
В отличие от многих исследований, проводившихся ранее, авторы новой работы рассматривали не конкретные профессии (например, «рабочие» или «военнослужащие»), а более широкие профессиональные группы, такие как «квалифицированные рабочие, занятые ручным трудом», «служащие и работники торговли и сферы услуг», «специалисты среднего уровня квалификации; чиновники» и так далее. Социальный статус исследователи трактовали как субъективный показатель: участников опросов просили оценить, в каком месте шкалы от «люди, которых совсем не уважают» до «те, кого очень уважают» они находятся.
Данные о количестве выпиваемого алкоголя исследователи использовали как в сыром виде (респондентов спрашивали о потреблении конкретных напитков: пива, водки, вина, крепких напитков, коктейлей), так и в пересчете на чистый спирт. Доля опрошенных, которые употребляли алкоголь хотя бы раз в месяц, на протяжении семи лет колебалась не очень сильно: от 57 процентов в 2013 году до 51 процента в 2019-м, выпивающих женщин ожидаемо меньше, чем мужчин, — в среднем на 10 процентных пунктов.
При этом и у мужчин, и у женщин доли потребляющих спиртное среди квалифицированных специалистов и руководителей оказались выше, чем среди рабочих. Вместе с тем наблюдаются различия по типам напитков: водку и пиво люди с высокой квалификацией пьют заметно реже, а вино и крепкие напитки — чаще, чем неквалифицированные рабочие. Похожим образом зависит доля потребляющих спиртное от оцениваемого социального статуса человека: чем он выше, тем больше вероятность, что человек выпивает хотя бы иногда.
А вот по количеству выпиваемого картина значительно отличается. Женщины пьют намного меньше мужчин, в среднем в 3 раза, и обладатели самого высокого профессионального статуса выпивают заметно меньше алкоголя, чем люди с самым низким. Похожая ситуация и с социальным статусом: респонденты, которые оценивают свой статус очень низко, пьют значительно (для мужчин разница составляет 2,2 раза) больше людей с очень высоким статусом.
Таким образом, исследование показало, что среди людей с высоким социальным и профессиональным статусом больше тех, кто выпивает хотя бы иногда, но объемы потребления у них в целом ниже, чем у людей с более низким статусом. О схожих закономерностях свидетельствуют также данные более ранних опросов россиян.
По мнению авторов статьи, такой результат в определенной степени может быть связан с тем, что выделенные группы различаются по уровню образования и дохода: работники с высоким статусом, как правило, хорошо образованны, имеют более высокие заработки по сравнению с представителями других профессиональных и социальных групп, также, вероятно, лучше осведомлены о негативных последствиях избыточного потребления алкоголя — отсюда и разный стиль потребления спиртного.
«Высококвалифицированные и образованные работники пьют более дорогой и качественный алкоголь, может быть, несколько раз в неделю, но умеренно, возможно, рюмку или один-два бокала, к тому же с хорошей закуской, за обедом или ужином в кафе или ресторанах, в гостях или дома, а также посещая по роду своей деятельности различные статусные общественные и корпоративные мероприятия. Что касается людей с низким профессиональным и социальным статусом, то здесь имеем другой стиль потребления.
Это, как правило, дешевый алкоголь, возможно, один-два раза в неделю, но в бóльшем объеме, иногда это может быть даже сразу бутылка, с минимальной закуской или вовсе без нее, нередко в подъезде или на улице. В связи с этим можно ожидать и более существенных последствий злоупотребления алкоголем как для них самих (проблемы со здоровьем, ухудшение положения на рынке труда), так и для общества в целом (снижение производительности труда, рост расходов системы здравоохранения)», — пояснила результаты соавтор исследования, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталья Хоркина.
Ученые из Института космических исследований РАН и МФТИ раскрыли химический механизм, объясняющий появление молекул воды на поверхностях астероидов.
Пластичность мозга — его способность перестраиваться под влиянием приходящей информации. Это свойство необходимо для обучения и адаптации. Пластичность особенно высока в детском и юношеском возрасте, она помогает быстро выучить иностранный язык и освоить сложные моторные навыки (например, фигурное катание). Ресурс пластичности есть и у пожилых людей — благодаря альтернативным нейронным сетям они восстанавливаются после травмы или инсульта. Как выясняется, высокая пластичность это не всегда хорошо. Нарушение тонкого баланса между пластичностью и стабильностью может вести к неприятным последствиям, таким как хроническая боль, тиннитус (звон в ушах) и фобии.
Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета разработали эффективный способ обнаружения в крови важнейшего биомаркера иммунитета — неоптерина — с помощью нанотехнологий и лазера.
Астрономы недавно проанализировали базу данных о падающих на Землю объектах и пришли к выводу, что два из них прибыли из межзвездного пространства. Известна не только дата, но и место падения каждого из них.
На наземные растения, в основном деревья, приходится 80 процентов всей биомассы Земли, 450 миллиардов тонн сухого углерода и более двух триллионов тонн «живого веса». Поэтому идея сажать новые леса для связывания СО2 из атмосферы долго казалась логичной. Новые данные показали, что реальность заметно сложнее.
«Любить лишь можно только раз», — писал поэт Сергей Есенин, а герои культовых сериалов приходили к выводу, что «настоящая» влюбленность случается в жизни максимум дважды. Однако ни один из этих тезисов не подкреплен научными данными. Американские исследователи подошли к вопросу иначе: опросили более 10 тысяч человек и вывели среднее число сильных влюбленностей, возможных в течение жизни.
Астрономы недавно проанализировали базу данных о падающих на Землю объектах и пришли к выводу, что два из них прибыли из межзвездного пространства. Известна не только дата, но и место падения каждого из них.
Международная команда палеонтологов описала новый вид динозавра размером с крупную современную птицу. Он носил на голове плотный костяной нарост, который эти животные, возможно, использовали для внутривидовых разборок. Находка показывает, что даже мелкие хищники мелового периода могли решать конфликты не только когтями и зубами, но и ударами головой.
Образцы грунта, взятые астронавтами полвека назад, вложили еще один важный кирпич в здание научной картины мира: гипотеза о том, что Земля исходно была сухой, не стыкуется с фактами. Похоже, идею о невозможности сохранения большого количества воды на «теплых» планетах придется пересмотреть.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
