Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ узнали, как социальный статус влияет на количество употребляемого алкоголя
Среди высококвалифицированных специалистов и руководителей выпивающих больше, чем среди рабочих и обладателей низкой квалификации, но объем потребления спиртного у них меньше. К таким выводам пришли исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Исследование вышло в журнале «Вопросы статистики». Злоупотребление алкоголем приводит к болезням и преждевременной смерти огромного количества людей по всему миру. Так, в 2021 году чрезмерное потребление спиртного стало прямой или косвенной причиной гибели почти 50 тысяч россиян. При этом существующие исследования указывают на то, что алкоголь причиняет больший вред людям с относительно низким социальным статусом. В новом исследовании на российских данных экономисты Вышки выяснили, как профессиональный и социальный статус человека влияет на вероятность того, что он будет употреблять алкоголь, и на объем потребляемого.
Для этого они взяли данные о 50 тысячах работающих женщин и мужчин в возрасте от 16 до 55 и 60 лет соответственно. В 2013–2019 годах их опрашивали о том, как часто и в каких количествах они употребляли спиртное в последний месяц, а также просили указать, к какой профессиональной группе они относятся и как оценивают свое положение в обществе. Более свежие данные в работе не использовались, так как пандемия коронавируса могла повлиять на потребление алкоголя, и это изменение исказило бы результаты.
Такой способ опроса (когда одних и тех же людей опрашивают несколько раз на протяжении длительного времени) позволяет в определенной степени отделить черты, характерные для какой-либо социальной группы, от индивидуальных особенностей респондентов. Например, если при изменении профессионального статуса человек продолжает употреблять такой же алкоголь и в таких же количествах, это может указывать не на схожесть потребления в разных профессиональных группах, а на устойчивость привычек и предпочтений конкретного человека.
В отличие от многих исследований, проводившихся ранее, авторы новой работы рассматривали не конкретные профессии (например, «рабочие» или «военнослужащие»), а более широкие профессиональные группы, такие как «квалифицированные рабочие, занятые ручным трудом», «служащие и работники торговли и сферы услуг», «специалисты среднего уровня квалификации; чиновники» и так далее. Социальный статус исследователи трактовали как субъективный показатель: участников опросов просили оценить, в каком месте шкалы от «люди, которых совсем не уважают» до «те, кого очень уважают» они находятся.
Данные о количестве выпиваемого алкоголя исследователи использовали как в сыром виде (респондентов спрашивали о потреблении конкретных напитков: пива, водки, вина, крепких напитков, коктейлей), так и в пересчете на чистый спирт. Доля опрошенных, которые употребляли алкоголь хотя бы раз в месяц, на протяжении семи лет колебалась не очень сильно: от 57 процентов в 2013 году до 51 процента в 2019-м, выпивающих женщин ожидаемо меньше, чем мужчин, — в среднем на 10 процентных пунктов.
При этом и у мужчин, и у женщин доли потребляющих спиртное среди квалифицированных специалистов и руководителей оказались выше, чем среди рабочих. Вместе с тем наблюдаются различия по типам напитков: водку и пиво люди с высокой квалификацией пьют заметно реже, а вино и крепкие напитки — чаще, чем неквалифицированные рабочие. Похожим образом зависит доля потребляющих спиртное от оцениваемого социального статуса человека: чем он выше, тем больше вероятность, что человек выпивает хотя бы иногда.
А вот по количеству выпиваемого картина значительно отличается. Женщины пьют намного меньше мужчин, в среднем в 3 раза, и обладатели самого высокого профессионального статуса выпивают заметно меньше алкоголя, чем люди с самым низким. Похожая ситуация и с социальным статусом: респонденты, которые оценивают свой статус очень низко, пьют значительно (для мужчин разница составляет 2,2 раза) больше людей с очень высоким статусом.
Таким образом, исследование показало, что среди людей с высоким социальным и профессиональным статусом больше тех, кто выпивает хотя бы иногда, но объемы потребления у них в целом ниже, чем у людей с более низким статусом. О схожих закономерностях свидетельствуют также данные более ранних опросов россиян.
По мнению авторов статьи, такой результат в определенной степени может быть связан с тем, что выделенные группы различаются по уровню образования и дохода: работники с высоким статусом, как правило, хорошо образованны, имеют более высокие заработки по сравнению с представителями других профессиональных и социальных групп, также, вероятно, лучше осведомлены о негативных последствиях избыточного потребления алкоголя — отсюда и разный стиль потребления спиртного.
«Высококвалифицированные и образованные работники пьют более дорогой и качественный алкоголь, может быть, несколько раз в неделю, но умеренно, возможно, рюмку или один-два бокала, к тому же с хорошей закуской, за обедом или ужином в кафе или ресторанах, в гостях или дома, а также посещая по роду своей деятельности различные статусные общественные и корпоративные мероприятия. Что касается людей с низким профессиональным и социальным статусом, то здесь имеем другой стиль потребления.
Это, как правило, дешевый алкоголь, возможно, один-два раза в неделю, но в бóльшем объеме, иногда это может быть даже сразу бутылка, с минимальной закуской или вовсе без нее, нередко в подъезде или на улице. В связи с этим можно ожидать и более существенных последствий злоупотребления алкоголем как для них самих (проблемы со здоровьем, ухудшение положения на рынке труда), так и для общества в целом (снижение производительности труда, рост расходов системы здравоохранения)», — пояснила результаты соавтор исследования, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталья Хоркина.
Амфибии страдают от отдельных видов смертельно опасных заболеваний, среди которых выделяются грибковые инфекции. Ученые выяснили, что торговля лягушками из Бразилии, часто бывшими носителями местного вида грибка, привела к его глобальному распространению.
Повторное изучение окаменелости галлюцигении, впервые описанной в 1970-х годах, помогло палеонтологам больше узнать о рационе этого древнего существа. Ответ на вопрос о питании нашли не в ее останках, а на теле предполагаемой добычи.
Ученые доказали существование топологических состояний материи там, где ранее это считалось невозможным из-за разрушения привычных свойств частиц. Оказалось, даже в условиях квантового хаоса могут спонтанно возникать структуры, устойчивые к внешним возмущениям. Для этого пришлось пересмотреть фундаментальное определение топологии, отделив его от классического поведения электронов.
Повторное изучение окаменелости галлюцигении, впервые описанной в 1970-х годах, помогло палеонтологам больше узнать о рационе этого древнего существа. Ответ на вопрос о питании нашли не в ее останках, а на теле предполагаемой добычи.
Амфибии страдают от отдельных видов смертельно опасных заболеваний, среди которых выделяются грибковые инфекции. Ученые выяснили, что торговля лягушками из Бразилии, часто бывшими носителями местного вида грибка, привела к его глобальному распространению.
Хотя зоологи уже не раз наблюдали использование орудий у относительно близких к людям видов, — от приматов до свиней — коровы до сих пор не были за этим замечены. Теперь ситуация изменилась: оказалось, что они могут использовать многоцелевые орудия по-разному, в зависимости от обстоятельств.
От рыб произошли все наземные позвоночные, включая нас, но как именно рыбы стали главным населением морей — до последнего времени оставалось неясным. Авторы новой научной работы попытались доказать, что причиной этого было вымирание, возможно, вызванное белыми ночами.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Ученые задались вопросом: почему два расположенных по соседству спутника Юпитера такие разные, ведь на Ио повсеместно извергаются вулканы, а Европа полностью покрыта многокилометровой коркой льда. Есть версия, что Ио когда-то тоже была богата водой, но по итогам недавнего исследования это сочли неправдоподобным.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
