• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.12.2020
КНЦ РАН
1 619

В Кольском научном центре установили возраст поморских домов на Шпицбергене

4.5

Вопрос об открытии и заселении архипелага Шпицберген остается предметом жаркой международной дискуссии. Если открытие архипелага голландским мореплавателем Виллемом Баренцем общепризнанно, то о более ранних посещениях Шпицбергена скандинавскими викингами и русскими поморами, а также последующее освоение этой территории оспариваются и нуждаются в подкреплении новыми данными. Полученные результаты позволяют датировать образцы древесины XVIII веком и свидетельствуют о возможном использовании лиственницы и старых судов в качестве строительного материала поселений русских поморов на архипелаге.

Остатки деревянных построек на Шпицбергене / ©Getty images / Автор: Никита Тарасов

Статья об этом вышла в высокорейтинговом международном журнале Dendrochronologia. Поморы — это потомки древних русских переселенцев (в основном, новгородцев), заселивших регион Белого и Баренцева морей в Средние века. Сегодня они проживают в Мурманской и Архангельской областях, и Северной Карелии.

Постоянное совершенствование различных методов датировки (дендрохронологического, радиоуглеродного, археологического) открывают новые возможности для более точного определения возраста обнаруженных на Шпицбергене поселений, а также места происхождения древесины, использованной для их постройки.

Карта русских поселений и мест обнаружения образцов (цветные кружки) / ©Пресс-служба Кольского научного центра

Коллектив ученых из Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН и польских исследователей из Научно-технического университета и Института археологии Ягеллонского университета методами дендрохронологического датирования исследовал образцы древесины из поселений поморов, обнаруженных в южной части архипелага Шпицберген (Свальбард) в районе Земли Сёркаплэнд и залива Хорнсунн.

Найденные во время раскопок фрагменты — относятся к остаткам деревянных домов, монументальных крестов и кораблей. Авторы статьи исследовали пять образцов древесины (лиственницы — две, сосны — три), представляющих собой различные конструктивные элементы жилых помещений.

Для определения абсолютных дат «плавающие» хронологии были подвергнуты процедуре перекрестного датирования с более чем 200 древесными хронологиями из различных регионов прибрежной зоны севера Евразии, включая собственные данные авторов (Сибирь, Коми, Карелия, Архангельская область, Мурманская область, Северная Фенноскандия). С помощью специального программного обеспечения, места происхождения образцов древесины удалось датировать XVIII веком.

Древесно-кольцевые хронологии образцов (жирные линии) и соответствующие мастер-хронологии (тонкие линии), использованные для сравнения / ©Пресс-служба Кольского научного центра

Известно, что поморы для строительства поселений на Шпицбергене традиционно применяли заранее заготовленную древесину или целые срубы, привезенные с материка, из прибрежных районов Карского и Белого морей. При этом палубные доски использовались вторично для настила пола. Исследованные образцы из поселений Шеннингхолмане, Пальфюодден и Торфлуа относятся именно к таким фрагментам.

Изредка для построек использовался плавник: именно им, скорее всего, является фрагмент бревна из фундамента — Образец SPITS20 из поселения Бернбайнфлюене. Присутствие плавника на Шпицбергене обусловлено особенностями морских течений и дрейфа льда вблизи архипелага. По данным ряда исследователей, основные источники плавника на архипелаге — районы рек Северная Двина, Печора, Обь и Енисей.

Полученные результаты позволяют датировать образцы древесины XVIII веком и свидетельствуют о возможном использовании лиственницы и старых судов в качестве строительного материала поселений русских поморов на архипелаге Шпицберген. Эти результаты подтверждаются данными радиоуглеродного и археологического датирования. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Кольский научный центр Российской академии наук (бывший Кольский филиал Академии наук СССР) имени С. М. Кирова, объединение научных учреждений РАН на Кольском полуострове.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:30
Андрей

Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.

22 мая
ПНИПУ

Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

18 мая
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

22 мая
ПНИПУ

Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно