Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с российскими и американскими коллегами впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят.
Исследование опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Речевые нарушения, хоть и не являются диагностическим критерием расстройств аутистического спектра (РАС), встречаются примерно у 75 процентов детей с РАС. При этом в мировой науке остро стоит вопрос, что именно – порождение или понимание речи – нарушено в большей степени.
Исследования привели к тому, что некоторые авторы стали утверждать, что порождение речи более сохранно, чем понимание речи, и этот паттерн является специфичным для подобных расстройств. Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу.
Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).
Сравнение шло по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (порождение и понимание предложений) и дискурсивном (порождение и понимание связных текстов). Анализ данных тестирования показал, что нет какого-то единого паттерна в речи детей с РАС. Нельзя сказать, например, что порождение более сохранно, чем понимание.
Более того, результаты свидетельствовали, что разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.
«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.
Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального интеллекта (IQ) на выявленную разницу между порождением и пониманием речи на разных лингвистических уровнях, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений (невербальный IQ на уровне нормы) и группа детей с интеллектуальными нарушениями (невербальный IQ ниже уровня нормы). Далее отдельно в двух группах сравнивалось порождение и понимание слов, предложений и текстов.
Результаты исследования показали, что невербальный IQ частично влиял на паттерны порождение и понимания речи. На лексическом уровне не было найдено разницы между двумя группами детей: порождение отдельных слов было более нарушено, чем понимание отдельных слов, как в группе детей без интеллектуальных нарушений, так и в группе детей с интеллектуальными нарушениями.
На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница в порождении и понимании у двух групп детей: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.
На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без интеллектуальных нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями порождение текстов было более сохранно, чем их понимание.
«Разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Но пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах, – считает Вардан Арутюнян. – Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало.
Наше исследование – одно из первых подобных и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации – магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию». По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи.
Солнечная радиация в межпланетном пространстве — одна из серьезных проблем для пилотируемой космонавтики. Полет на Марс длится долгие месяцы, а прогнозировать крупное солнечное событие пока не представляется возможным. Тем не менее ученые нашли способ оперативного оповещения экипажа о начале такого события и дать космонавтам время укрыться от пиковой дозы. Как выяснилось, в этом может помочь уже успешно работающий на Марсе прибор.
Окаменевшие остатки могут поведать не только о самих вымерших организмах, иногда они хранят следы их взаимодействий. Разумеется, речь прежде всего о поедании одних другими. Известно немало подобных ихнофоссилий, оставленных на окаменевших мягких тканях динозавров. Новая статья дополнила их уникальными следами на костях. Оказалось, в мезозое ими не брезговали многобугорчатые млекопитающие и жуки-падальщики.
Ученые математически объяснили возможность обратного течения времени на микроуровне. Новое исследование показывает, что противоположные стрелы времени теоретически могут возникать в определенных квантовых системах.
Астрономы обнаружили, что почти треть всех наблюдаемых галактик во Вселенной объединены в пять самых широкомасштабных структур — галактические сверхскопления. На составленной учеными трехмерной карте одно особенно выделяется своими рекордными размерами: простирается на миллиард с лишним световых лет.
Пролетевший через Солнечную систему в 2017 году астероид Оумуамуа произвел неизгладимое впечатление в том числе своей беспрецедентно вытянутой формой. Астрономы попытались рассчитать, как он мог стать таким и почему в Солнечной системе мы не наблюдаем ничего подобного.
Астрономы рассчитали, сколько небесных тел могло прилететь в Солнечную систему от соседних звезд, расположенных в четырех световых годах от нас. Выяснилось, что такие объекты не только должны навещать нас, но и, вероятно, присоединяются ко множеству наших «местных» комет и астероидов. По расчетам, вокруг Солнца может обращаться около миллиона довольно крупных объектов из системы Альфы Центавра.
В 2022-2025 годах страны Западной Европы попытались отказаться от природного газа из России. Автор новой работы показал, что получившиеся при этом результаты были во многом противоположны целям.
Пролетевший через Солнечную систему в 2017 году астероид Оумуамуа произвел неизгладимое впечатление в том числе своей беспрецедентно вытянутой формой. Астрономы попытались рассчитать, как он мог стать таким и почему в Солнечной системе мы не наблюдаем ничего подобного.
Астрономы обнаружили, что почти треть всех наблюдаемых галактик во Вселенной объединены в пять самых широкомасштабных структур — галактические сверхскопления. На составленной учеными трехмерной карте одно особенно выделяется своими рекордными размерами: простирается на миллиард с лишним световых лет.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии