• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19.08.2021
НИУ ВШЭ
6 380

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

4.4

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с российскими и американскими коллегами впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят.

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом / ©Getty images / Автор: Cloelia Andronicus

Исследование опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Речевые нарушения, хоть и не являются диагностическим критерием расстройств аутистического спектра (РАС), встречаются примерно у 75 процентов детей с РАС. При этом в мировой науке остро стоит вопрос, что именно – порождение или понимание речи – нарушено в большей степени.

Исследования привели к тому, что некоторые авторы стали утверждать, что порождение речи более сохранно, чем понимание речи, и этот паттерн является специфичным для подобных расстройств. Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу.

Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).

Сравнение шло по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (порождение и понимание предложений) и дискурсивном (порождение и понимание связных текстов). Анализ данных тестирования показал, что нет какого-то единого паттерна в речи детей с РАС. Нельзя сказать, например, что порождение более сохранно, чем понимание.

Более того, результаты свидетельствовали, что разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального интеллекта (IQ) на выявленную разницу между порождением и пониманием речи на разных лингвистических уровнях, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений (невербальный IQ на уровне нормы) и группа детей с интеллектуальными нарушениями (невербальный IQ ниже уровня нормы). Далее отдельно в двух группах сравнивалось порождение и понимание слов, предложений и текстов.

Результаты исследования показали, что невербальный IQ частично влиял на паттерны порождение и понимания речи. На лексическом уровне не было найдено разницы между двумя группами детей: порождение отдельных слов было более нарушено, чем понимание отдельных слов, как в группе детей без интеллектуальных нарушений, так и в группе детей с интеллектуальными нарушениями.

На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница в порождении и понимании у двух групп детей: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.

На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без интеллектуальных нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями порождение текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Но пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах, – считает Вардан Арутюнян. – Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало.

Наше исследование – одно из первых подобных и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации – магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию». По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 20:37
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

Вчера, 11:31
Березин Александр

Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.

Вчера, 11:45
Сеченовский Университет

Международная команда специалистов во главе с сотрудниками Центра математического моделирования в разработке лекарств Первого МГМУ имени И. М. Сеченова выявила наиболее перспективные направления для исследований в области лечения аутоиммунных заболеваний. Команда первой провела систематический обзор для поиска всех опубликованных в научных работах математических моделей аутоиммунных патологий и выявила недостаток моделей, которые могут значительно ускорить разработку новых лекарств.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно