Ученые оценили вклад России в глобальное потепление
ФизТех

Ученые оценили вклад России в глобальное потепление

Группа ученых под руководством Игоря Мохова, академика, научного руководителя Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, профессора МФТИ и МГУ, сделала оценку вклада естественных и антропогенных выбросов углекислого газа и метана в атмосферу с территории России в глобальные изменения климата в XXI веке.

Сибирский лес. Река Лена / ©ik.arhano.ru

Работа вышла в Doklady Earth Sciences.

В настоящее время в российских регионах поглощение углекислого газа наземными экосистемами замедляет глобальное потепление, а выбросы природного газа метана в атмосферу, наоборот, ускоряют его. Роль общего эффекта, замедляющего потепление, согласно полученным модельным оценкам, будет возрастать в первой половине XXI века, а после достижения максимума к концу столетия начнет снижаться — по-разному при разных сценариях антропогенных воздействий.

Игорь Мохов рассказывает: «Российские леса в прохладном климате при всех возможных сценариях антропогенных воздействий в XXI веке будут в целом поглощать углерод из атмосферы. Этим они отличаются даже от тропических лесов с высокой продуктивностью (из-за быстрого разложения органики в почве с выделением в атмосферу углеродсодержащих парниковых газов). Быстрое разложение органики в почве связано с высокой температурой в течение всего года в регионах распространения тропических лесов.

При этом в регионах распространения таежных экосистем даже заметное среднегодовое потепление не приводит к уменьшению поглощения углерода из атмосферы этими экосистемами. В отличие от тропических лесов, в тайге изменение климатических условий сказывается в большей степени на росте продуктивности древесной растительности, чем на разложении органики. Существенно, что в таежных экосистемах в теплые сезоны с активными биогеохимическими процессами потепление обычно меньше, чем в среднем за год.

Россия как страна является сейчас донором для планеты. С другой стороны, существенная площадь России покрыта вечной мерзлотой, глобальное потепление способствует таянию ледников и мерзлоты и образованию болот с изменением условий для природного образования метана и его эмиссии в атмосферу. И при определенных сценариях к концу XXI века, если ничего не делать, климатический эффект увеличения эмиссии этого газа в атмосферу природными экосистемами может превысить поглощательные способности российских регионов за счет поглощения углекислого газа. В этом смысле наша страна может стать уже не природным донором, а природным эмитентом».

Атмосфера, содержащая парниковые газы, существенно непрозрачна для инфракрасного излучения, направленного от ее поверхности в космическое пространство. Вследствие такой непрозрачности она становится хорошим теплоизолятором для Земли. Большинство парниковых газов, к которым относятся H2O, CO2, CH4 и прочие, имеют как природные, так и антропогенные источники. Количество углекислого газа в атмосфере Земли связано с жизнедеятельностью биосферы, вулканическими выбросами, а также деятельностью человека — сжиганием ископаемого топлива и биомассы, выбросами промышленных предприятий.

Метан может образовываться биогенно в результате жизнедеятельности микроорганизмов в анаэробных условиях — в болотах или переувлажненных местностях. При глобальном потеплении с таянием ледников и мерзлоты и образованием болот изменяются условия для природного цикла метана и его эмиссии в атмосферу.

При анализе изменений, происходящих в круговороте углерода в климатической системе Земли, и вклада в эти изменения разных регионов и стран необходимо учитывать, в частности, углеродный баланс российских лесов, влажных и других экосистем. Это особенно актуально в связи с Парижским соглашением 2015 года в условиях Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Россия подтвердила свое участие в 2019 году. Условия Киотского протокола (с основным периодом действия с 2008 по 2012-й годы) не учитывали особенности природных экосистем, накапливающих углерод, включая экосистемы с лесами и болотами, характерные для российских регионов.

При оценке происходящих изменений в данной работе использовались разные потенциалы, характеризующие климатические последствия выбросов различных парниковых газов, в том числе отражающие интегральное влияние выбросов в течение определенного временного интервала и в конце его. От выбора показателя зависят оценки вклада относительно короткоживущих (в частности, метана) и долгоживущих (углекислого газа) атмосферных примесей.

Игорь Мохов отмечает: «Важно понимать, каких потенциальных опасностей можно ожидать в будущем. И уже сейчас целесообразно стратегически оценивать новые проблемы и новые возможности не только на ближайшие 10-20 лет, но и на большие временные горизонты, чтобы будущие поколения не стали заложниками наших сегодняшних решений».

ФизТех

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.