Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые оценили эффективность медитационных практик
Исследователи из НИУ ВШЭ Евгений Осин и Ирина Турилина провели эксперимент, направленный на изучение эффективности краткосрочных онлайн-курсов медитации осознанности. Выяснилось, что даже при трехнедельном курсе из коротких сессий медитаций у участников повышается уровень эмоционального благополучия, способность к концентрации, самомотивации и саморефлексии. При этом снижается склонность к зацикленности на негативных мыслях. Однако такие результаты оказались доступными лишь для тех, кто изначально обладал достаточно высоким уровнем самоконтроля и мотивации, чтобы не забросить занятия.
Статья об исследовании опубликована в журнале Applied Psychology: Health and Well-Being. Термин «осознанность» в современной психологии используется для обозначения психического процесса, который обычно определяется как «внимание, направленное определенным способом, целенаправленно, на текущий момент, безоценочно», или «безоценочное наблюдение за постоянным потоком внешних и внутренних стимулов по мере их появления».
В исследовании приняли участие русскоязычные добровольцы, которых рекрутировали с помощью социальных сетей. В итоге выборка составила 175 человек в возрасте от 18 до 67 лет, среди которых около 80 процентов — женщины. У более 75 процентов участников было университетское образование, около 20 процентов составили студенты вузов.
Каждое утро на электронную почту участники получали напоминание о ежедневной онлайн-медитации. Аудиотексты сессий со средней длительностью 12,8 минут были записаны одним из авторов исследования, практикующим психологом Ириной Турилиной, имеющей несколько лет собственного опыта медитаций. Структура сессий соответствовала модели медитационных практик популярных приложений для смартфонов и следовала логике медитации Випассаны, последовательно ведущей от развития навыков концентрации на дыхании (неделя 1) и сканировании тела (неделя 1 и 2) к практике внимательного осознания мыслей и эмоций.
Перед началом и в конце курса участники заполняли специальные анкеты — методики для изучения влияния медитации на психологическое благополучие, оценку воздействия курса на осознанность и рефлексию, а также различные аспекты саморегуляции. Только 53 участника исследования сообщили, что когда-либо читали литературу о медитации и 38, что практиковали ее в прошлом или практикуют сейчас время от времени. Также испытуемых попросили заполнять в свободной форме отчеты о том, какие сложности у них возникают в процессе курса, и какие изменения в себе они наблюдают.
В результате исследования подтвердилось, что по мере погружения в практику увеличивается чувство удовольствия и ценности медитаций, а напряжение и чувство пустоты, наоборот, снижаются. Участники с более высоким уровнем внутренней мотивации — глубоко заинтересованные в практиках, осознающие важность обучения — демонстрировали больший уровень вовлеченности, проживания удовольствия и смысла по сравнению с участниками, которые были мотивированы только внешними, поверхностными причинами — такими как, например, стремление повысить самооценку или завоевать одобрение окружающих.
Более высокие показатели психологического здоровья также были положительно связаны с проживанием удовольствия, смысла во время занятий и отрицательно — с вероятностью прерывания занятий и переживания сложностей во время медитаций. В ходе эксперимента выяснилось, что участники, которым свойственна руминация (неспособность дистанцироваться от своих проблем и переживаний) в большей степени воспринимали медитацию как практику, требующую усилий.
Один из важных результатов исследования: развитые навыки саморегуляции (управления своими эмоциями и поведением) были связаны с меньшим напряжением и чувством пустоты во время занятий медитациями. То есть участникам с более высоким уровнем самоконтроля медитация давалась легче, они не испытывали скуки и быстрее преодолевали напряжение по мере погружения в практику. Более низкий уровень самоконтроля участников оказался связан со склонностью забрасывать занятия и с возникающими во время практик сложностями. Они чаще сообщали, например, о чувстве раздражения от голоса ведущей, головной боли, скуке, желании заснуть.
Неожиданно выяснилось, что переживание пустоты или скуки может быть позитивным фактором вовлеченности в медитацию на промежуточном этапе. По данным исследований, скука может играть адаптивную роль в процессе саморегуляции, отмечают исследователи. «Это предполагает, что участники, которые более успешно контролируют свое внимание и избегают отвлекающих факторов, могут переживать больше скуки во время медитаций, но в итоге способны глубже погрузиться в практику», — говорится в исследовании.
Практика медитации — лишь одна из множества жизненных ситуаций, в которых человек может столкнуться со сложностями при следовании намеченным целям, отмечают авторы. «Неудивительно, что регулярные медитации требуют навыков саморегуляции и самоконтроля, равно как и любые другие самостоятельно осуществляемые практики. Хорошая новость в том, что эти навыки развиваются во время медитации», — комментируют исследователи. Полный текст работы можно прочитать здесь.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
