• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
09.09.2021
НИУ ВШЭ
4 076

Ученые оценили эффективность медитационных практик

4.4

Исследователи из НИУ ВШЭ Евгений Осин и Ирина Турилина провели эксперимент, направленный на изучение эффективности краткосрочных онлайн-курсов медитации осознанности. Выяснилось, что даже при трехнедельном курсе из коротких сессий медитаций у участников повышается уровень эмоционального благополучия, способность к концентрации, самомотивации и саморефлексии. При этом снижается склонность к зацикленности на негативных мыслях. Однако такие результаты оказались доступными лишь для тех, кто изначально обладал достаточно высоким уровнем самоконтроля и мотивации, чтобы не забросить занятия.

Ученые оценили эффективность краткосрочных онлайн-курсов медитации / ©Getty images

Статья об исследовании опубликована в журнале Applied Psychology: Health and Well-Being. Термин «осознанность» в современной психологии используется для обозначения психического процесса, который обычно определяется как «внимание, направленное определенным способом, целенаправленно, на текущий момент, безоценочно», или «безоценочное наблюдение за постоянным потоком внешних и внутренних стимулов по мере их появления».

В исследовании приняли участие русскоязычные добровольцы, которых рекрутировали с помощью социальных сетей. В итоге выборка составила 175 человек в возрасте от 18 до 67 лет, среди которых около 80 процентов — женщины. У более 75 процентов участников было университетское образование, около 20 процентов составили студенты вузов.

Каждое утро на электронную почту участники получали напоминание о ежедневной онлайн-медитации. Аудиотексты сессий со средней длительностью 12,8 минут были записаны одним из авторов исследования, практикующим психологом Ириной Турилиной, имеющей несколько лет собственного опыта медитаций. Структура сессий соответствовала модели медитационных практик популярных приложений для смартфонов и следовала логике медитации Випассаны, последовательно ведущей от развития навыков концентрации на дыхании (неделя 1) и сканировании тела (неделя 1 и 2) к практике внимательного осознания мыслей и эмоций.

Перед началом и в конце курса участники заполняли специальные анкеты — методики для изучения влияния медитации на психологическое благополучие, оценку воздействия курса на осознанность и рефлексию, а также различные аспекты саморегуляции. Только 53 участника исследования сообщили, что когда-либо читали литературу о медитации и 38, что практиковали ее в прошлом или практикуют сейчас время от времени. Также испытуемых попросили заполнять в свободной форме отчеты о том, какие сложности у них возникают в процессе курса, и какие изменения в себе они наблюдают.

В результате исследования подтвердилось, что по мере погружения в практику увеличивается чувство удовольствия и ценности медитаций, а напряжение и чувство пустоты, наоборот, снижаются. Участники с более высоким уровнем внутренней мотивации — глубоко заинтересованные в практиках, осознающие важность обучения — демонстрировали больший уровень вовлеченности, проживания удовольствия и смысла по сравнению с участниками, которые были мотивированы только внешними, поверхностными причинами — такими как, например, стремление повысить самооценку или завоевать одобрение окружающих.

Более высокие показатели психологического здоровья также были положительно связаны с проживанием удовольствия, смысла во время занятий и отрицательно — с вероятностью прерывания занятий и переживания сложностей во время медитаций. В ходе эксперимента выяснилось, что участники, которым свойственна руминация (неспособность дистанцироваться от своих проблем и переживаний) в большей степени воспринимали медитацию как практику, требующую усилий.

Один из важных результатов исследования: развитые навыки саморегуляции (управления своими эмоциями и поведением) были связаны с меньшим напряжением и чувством пустоты во время занятий медитациями. То есть участникам с более высоким уровнем самоконтроля медитация давалась легче, они не испытывали скуки и быстрее преодолевали напряжение по мере погружения в практику. Более низкий уровень самоконтроля участников оказался связан со склонностью забрасывать занятия и с возникающими во время практик сложностями. Они чаще сообщали, например, о чувстве раздражения от голоса ведущей, головной боли, скуке, желании заснуть.

Неожиданно выяснилось, что переживание пустоты или скуки может быть позитивным фактором вовлеченности в медитацию на промежуточном этапе. По данным исследований, скука может играть адаптивную роль в процессе саморегуляции, отмечают исследователи. «Это предполагает, что участники, которые более успешно контролируют свое внимание и избегают отвлекающих факторов, могут переживать больше скуки во время медитаций, но в итоге способны глубже погрузиться в практику», — говорится в исследовании.

Практика медитации — лишь одна из множества жизненных ситуаций, в которых человек может столкнуться со сложностями при следовании намеченным целям, отмечают авторы. «Неудивительно, что регулярные медитации требуют навыков саморегуляции и самоконтроля, равно как и любые другие самостоятельно осуществляемые практики. Хорошая новость в том, что эти навыки развиваются во время медитации», — комментируют исследователи. Полный текст работы можно прочитать здесь.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 19:36
Мария Азарова

Не секрет, что внезапная беременность связана со стрессом и зачастую более серьезными неблагоприятными последствиями для психического здоровья будущих родителей. Однако до сих пор не было в полной мере ясно, как и насколько долго незапланированное отцовство влияет на мужчин.

Вчера, 13:30
JuliaT

Группа венгерских ученых провела серию экспериментов, чтобы выяснить, почему людей привлекают так называемые брахицефальные породы — собаки с приплюснутой укороченной мордой вроде пекинесов, английских и французских бульдогов.

Вчера, 10:14
Василий Парфенов

Аномально быстрое изменение яркости некоторых квазаров долгое время не давало покоя ученым. Существующие модели не могли объяснить такое непостоянство мощнейших источников излучения во Вселенной. Чтобы разобраться в этом парадоксе, американские астрофизики смоделировали «пищевое поведение» сверхмассивных черных дыр с беспрецедентной детализацией.

22 сентября
ЮУрГУ

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».

Позавчера, 09:50
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

21 сентября
Дарья

Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

2 сентября
Редакция

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: