17.05.2023
ТГМУ

Тюменские ученые показали, что глаукома приводит к депрессии

5.1

Значительная потеря ганглиозных клеток сетчатки глаза (ГКС) при глаукоме может приводить к депрессии. К такому выводу пришла группа ученых, в состав которой вошел известный хронобиолог, доктор медицинских наук, профессор кафедры биологии Тюменского медицинского университета Денис Губин.

Кадр из к/ф «Дневник Бриджит Джонс» / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Участниками исследования стали 115 пациентов с диагнозом глаукома. Они прошли тест по шкале депрессии Бека (BDI Score), ученые изучили у них показатели повреждения ГКС, а также в лабораторных условиях с контролируемым освещением наблюдали за изменением уровня мелатонина в слюне и проанализировали полиморфизм генов, связанных с биологическими часами и передачей сигнала между клетками.

Оказалось, что потеря ганглиозных клеток сетчатки глаза наиболее сильно коррелирует именно с показателями уровня депрессии, нежели с другими признаками прогрессирования глаукомы, например, внутриглазным давлением и потерей поля зрения.

«Резкое увеличение показателя депрессии происходит одновременно с соответствующими изменениями циркадных ритмов и сна, что соответствует порогу потери ГКС примерно на 15 процентов. Что примечательно, в работах других ученых ранее было показано, что гибель мелапсиновых ГКС, тесно связанных с передачей света «центральным биологическим часам» (супрахиазматические ядра гипоталамуса) не происходит на начальных этапах глаукомы, но усиливается при прогрессировании глаукомы.

Данные нашей работы хорошо согласуются с этими результатами и косвенно подтверждают ведущую роль дневного света в регуляции настроения и формировании его нарушений в виде роста показателей по шкале депрессии», — пояснил Денис Губин. Исследование опубликовано в научном журнале Journal of Affective Disorders. Статья Depression scores are associated with retinal ganglion cells loss доступна по ссылке.

Тюменский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России) — один из ведущих вузов России, готовит медицинские кадры для четырех субъектов Российской Федерации: Тюменской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Выпускников Тюменского ГМУ можно встретить в медицинских учреждениях практически всех регионов страны — от Калининграда до Дальнего Востока, и за рубежом. Тюменский ГМУ вошел в государственную программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», университет — активный участник Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня.