• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.01.2020
Discovery Channel
17 925

Стальная гвардия: легендарная военная техника ХХ века

Прошлый век отмечен двумя мировыми войнами, что вместе с техническим прогрессом привело к созданию оружия совершенно нового уровня. Многие стальные ветераны уже отвоевали свое, но их названия до сих пор произносят с придыханием.

МиГ-15 / ©topwar.ru

Перечислить всю легендарную военную технику ХХ века невозможно, поэтому представим лишь некоторых «бойцов», отличившихся на полях сражений прошлого столетия. Конечно, в эту статью вошла лишь малая доля славной гвардии, и далеко не всем ее представителям, которые сохранились до наших дней, повезло попасть в музеи – очень многие доживают свой век на свалках. Вторую жизнь таким машинам дает Михаэль Манусакис – признанный специалист по восстановлению списанной военной техники, о котором рассказывает программа «Стальные парни» на канале Discovery. Один из ее героев также вошел в нашу подборку.

Mitsubishi А6М Zerо (Япония)

Самолет Mitsubishi А6М Zerо с 1940 года, когда он совершил свой первый боевой вылет, по 1942 год, когда появились новые американские «Лайтнинги», был едва ли не самым совершенным истребителем на воздушных полях сражений Второй мировой и уж точно диктовал свои правила на тихоокеанском театре военных действий. Машина сочетала то, что на тот момент казалось несочетаемым: отличалась сверхлегким весом и при этом обладала мощным двигателем, что давало ей невероятную маневренность в воздухе и позволяло без дозаправки преодолевать около двух тысяч километров – впечатляющий по тем временам показатель.

Но чудес не бывает: за достоинства пришлось заплатить прочностью и защищенностью. Пилота, по большому счету, могли спасти лишь собственное мастерство и везение, так как легкая обшивка, лишенная брони, для этого не годилась. Впрочем, мастерства японским летчикам как раз было не занимать – подготовительная программа для летчиков палубной авиации (а в Японии военно-воздушные силы формировались на базе военно-морских и были их подразделением) была рассчитана на три года, а прежде чем начинать обучение посадке на палубу, пилоты должны были налетать от 200 до 500 учебных часов. Отбор был очень строгим, при этом в программу, помимо прочего, входил самурайский кодекс бусидо, который помогал воспитывать в летчиках определенный фатализм, а впоследствии обусловил появление камикадзе.

Mitsubishi A6M Zero. 1941 год, взлет для атаки Пёрл-Харбора / ©wikipedia.org

Официальное название самолета – «Морской палубный истребитель Тип 0», а неофициально в Японии его называли «рэй-сэн» («сэн» – сокращение от японского слова «истребитель», а «рэй» переводится как «ноль»). «Нулевую» маркировку машина получила по году выпуска: 1940 год, когда она появилась, это 2600 год по японскому летосчислению. Создавалась она по заказу флота, при этом требования выдвигались достаточно жесткие: продолжительность полета с подвесными баками от 2 (в стандартном режиме) до 6-8 часов (в экономичном), скорость не ниже 500 км/ч на высоте 4 километра и набор высоты до трех километров за три с половиной минуты, высокая маневренность, определенный набор вооружения, полный набор радиооборудования.

Изначально на этот заказ претендовали две компании – «Накадзима» и «Мицубиси», но первая сама отказалась конкурировать, поскольку сочла такой набор требований невозможным. В «Мицубиси» в то время главным инженером работал блестящий авиаконструктор Дзиро Хорикоси, который взялся решить эту задачу и решил ее за счет понижения нормативов прочности, давшего уменьшение веса. Правда, без «Накадзимы» все же не обошлось – флот настоял на том, чтобы на машину был установлен их двигатель «НК1С Сакаэ – 12» в 950 л. с. – собственной разработки подходящей мощности у «Мицубиси» на тот момент не было.

Mitsubishi A6M Zero в музее Yamato в Куре / ©wikipedia.org

Как ни удивительно, союзники, в первую очередь США, сначала не воспринимали этот самолет всерьез и не верили, что в Японии могут создать истребитель, способный конкурировать с их собственными. Хотя информация о нем приходила из Китая еще в 1940 году, ее просто проигнорировали. Более того, когда в 1941 году помощник по авиации военно-морского атташе США составил подробный отчет о новом самолете с указанием всех летно-технических характеристик, разведуправление США назвало этот детальный документ дезинформацией и абсурдом. Убедило союзников в обратном лишь нападение на Перл-Харбор в декабре 1941 года, где «Зеро» сыграли одну из главных ролей.

Линкор «Уорспайт» (Великобритания)

Линкор «Уорспайт» (HMS Warspite) — определенно самый титулованный корабль британского флота за всю его историю: он установил рекорд Великобритании по количеству полученных наград как за период Второй мировой войны, так и за все годы, проведенные на плаву. Он прошел две мировые войны, был в строю более 30 лет и принял участие в десятках крупных и небольших сражений. 
«Уорспайт» не был первым в своем классе: построенный в 1913 году, он стал вторым линкором типа Queen Elizabeth. Но сами линейные корабли этого класса стали важной вехой в развитии военно-морского флота и вытеснили своих предшественников – дредноуты.

На линкорах этого типа были впервые установлены одни только нефтяные котлы. Благодаря этому они могли развивать высокую скорость. Кроме того, корабли были оснащены мощными орудиями, способными потопить практически любое судно тех времен. Всего существовало пять кораблей типа Queen Elizabeth, которые строились по одному и тому же проекту, но они не были идентичными. «Уорспайт» отличался своеобразной носовой надстройкой, которой не было у его «родственников».

Корабль ярко показал себя в ходе Ютландского сражения в мае 1916 года. Он нанес несколько серьезных ударов по немецким судам, но и сам получил повреждения – снаряд попал в машинное отделение левого борта, в результате чего «Уорспайт» потерял рулевое управление. Благодаря мощной броне даже после многочисленных ударов крупнокалиберными снарядами корабль остался на плаву и сам вернулся в порт, где его ремонтировали два месяца. После этого он участвовал еще в нескольких сражениях Первой мировой, а в 1918 году после подписания мирного договора получил передышку. Впрочем, без дела он не стоял – на нем совершались круизы и проводились учения. Кроме того, в период между двумя мировыми войнами «Уорспайт» прошел две капитальных модернизации.

HMS Warspite, 1937 год / ©imgur.com

В начале Второй мировой «Уорспайт» отличился в ходе Норвежской кампании в битве при Нарвике в октябре 1939 года. Корабль выступил во главе группы девяти эсминцев, и его присутствие дало абсолютное превосходство над немецкими судами. Решение использовать габаритный линкор в узком фьорде было рискованным, но оно себя оправдало. «Уорспайт» надежно прикрывал британские суда сзади, потопил два немецких эсминца Z-13 Erich Koellner и Z-12 Erich Giese, а также серьезно повредил третий – Z-17 Diether von Roeder, который потом, согласно разным версиям, либо подорвали сами немцы, либо добили другие британские суда.

В 1940 году «Уорспайт» был переброшен с севера в Средиземное море, где одним из самых важных пунктов его послужного списка стала битва при Пунта-Стило: в ней британскому ветерану пришлось противостоять сразу двум итальянским линкорам: «Джулио Чезаре» и «Конте де Кавур». Начался перекрестный обмен снарядами, но происходил он на очень большом расстоянии – около 24 километров. И та, и другая стороны били мимо, но «Уорспайт» оказался точнее – в конце концов с него был выпущен снаряд, который попал в среднюю часть корпуса «Джулио Чезаре», пробил две палубы, начался пожар, часть котлов вышла из строя. К тому времени на помощь к «Уорспайту» подоспели еще два британских линкора: «Роял Соверен» и «Малайя», так что расстановка сил радикально поменялась. В результате итальянцам пришлось отступить, а выстрел «Уорспайта» вошел в историю, как одно из самых дальних артиллерийских попаданий по движущейся цели.

«Уорспайт» с честью прошел Вторую мировую и в феврале 1946 года был выведен в резерв. Сначала он стоял на приколе в Спидхэде, и его собирались превратить в музей. Но в итоге британское адмиралтейство приняло решение продать его на металлолом, что и было сделано в том же году. Однако при транспортировке в Портсмут для демонтажа в 1947 году в пути лопнул трос, и корабль остался сидеть на мели у побережья Корнуолла. Позднее его вынесло прибоем на скалы, откуда корабль так и не удалось снять даже после нескольких попыток. В результате «Уорспайт» разобрали прямо на месте, и в 1955 году он перестал существовать, но при этом навсегда остался в истории мирового флота, как одна из самых ярких ее страниц.

Танк М4 «Шерман»

М4 — второй по массовости танк Второй мировой войны после T-34: их было выпущено почти 50 тысяч экземпляров с учетом всех модификаций. Британцы прозвали М4 Шерманом в честь генерала времен Гражданской войны США Уильяма Шермана, а в Советском Союзе модель звали просто «эмча». М4 не был шедевром инженерной мысли, мог показаться нескладным, громоздким и неуклюжим, однако это была отличная рабочая лошадка — надежная, неприхотливая и легко поддающаяся ремонту. Но самое главное — М4 было много и присутствовали они на всех театрах военных действий. 
К началу Второй мировой войны в США не было танков, которые бы отвечали техническим требованиям военного времени.

М4 / ©topwar.ru

Американские стратеги делали ставку на авиацию и флот — этим сферам действительно уделялось пристальное внимание, а вот танковой промышленности не придавали почти никакого значения. В США не понимали, зачем вообще нужны танки, тем более в большом количестве. Все резко изменилось после фантастически успешного немецкого блицкрига в Европе: внезапно стало очевидно, что именно танки — основная сила на поле боя. Американцам пришлось спешно наверстывать упущенное, используя имеющиеся возможности автомобильной промышленности, которая в то время была одной из лучших в мире, поэтому с качеством танков проблем не было. А вот опыта в танкостроении не хватало, что не могло не отразиться на особенностях техники.

М4 / ©wikipedia.org

Конструктивно М4 получился не очень удачным, и в первых же боях проявились все недостатки. Чрезмерно высокий, он становился отличной мишенью на поле, бензиновые двигатели были пожароопасны, а смотровые щели ослабляли лобовую броню. В то же время экипаж чувствовал себя довольно комфортно, танк плавно и быстро передвигался по твердой поверхности, а пушка калибра 75 мм была достаточно мощна для борьбы с основными немецкими танками того времени — Т3 и Т4. Надежной была и броня М4 — вязкая и нехрупкая, она не трескалась, а аккуратные отверстия, которые оставляли в ней снаряды, легко было залатать.

Важнее всего была массовость и своевременность появления «шерманов»: они были нужны на фронте, особенно в Северной Африке. Первые М4 появились там в августе 1942 года, а к октябрю их было уже 250. Именно они сыграли решающую роль в сражении у Эль-Аламейна, поставив крест на ближневосточных планах Гитлера. Хорошо себя показали и дизельные модели «шерманов» — М4А2, которые поставлялись в американскую морскую пехоту: в боях за Тихоокеанские острова они в пух и прах разгромили откровенно плохие японские танки.

Истребитель МиГ-15

Истребитель МиГ-15, разработанный под руководством авиаконструктора Артема Микояна, стал знаковым для советской авиации. Машина воплотила в себе все научные достижения того времени в области аэродинамики и самолетостроения, а также заставила весь мир признать СССР одним из лидеров истребительной авиации. Начало советской реактивной эры было положено в 1945 году: среди военных трофеев оказались и турбореактивные двигатели немецких Junkers и BMW, на базе которых отечественные инженеры и конструкторы вели собственные разработки.

Позже в их распоряжении оказались и английские двигатели Rolls-Royce, что позволило спроектировать МиГ-9 — один из первых реактивных советских истребителей. К испытаниям приступили весной 1946 года, и в ходе тестовых полетов машина показала себя неплохо, поэтому ее запустили в серию. Однако на этапе массового производства стали очевидны недостатки МиГ-9 — ему не хватало скорости и маневренности, которыми отличались зарубежные аналоги. Стало понятно, что истребителю необходима дальнейшая модернизация, причем как можно скорее: холодная война набирала обороты.

МиГ-15 / ©oruzhie.info

Для МиГ-15 использовалась прогрессивная схема с осесимметричным расположением двигателя в хвостовой части фюзеляжа и стреловидным крылом, в отличие от МиГ-9, у которого были прямые крылья. Кроме того, конструкторы отказались от реданной схемы размещения двигателя, как у МиГ-19 (при которой двигатель находится спереди под крылом и кабиной с наклоном, позволяя реактивной струе уходить под фюзеляж), и расположили его в хвостовой части фюзеляжа, взяв за основу опыт с истребителем Як-19. Уменьшено было и волновое сопротивление фюзеляжа за счет использования удлинительной трубы двигателя. Впервые на отечественном истребителе были предусмотрены бортовые средства пожаротушения и система оповещения о пожаре.

Воздушный дебют МиГ-15 состоялся в начале 1950 года в Китае, где самолеты противостояли авиации Гоминьдана и защищали небо Шанхая. Впрочем, боев было немного, и советские летчики сбили всего один самолет противника. После МиГ-15 привлекались для защиты воздушных границ СССР, сбивали американские самолеты-нарушители и шведские самолеты-разведчики, но по-настоящему их слава прогремела во время войны на Корейском полуострове.

В ходе этого конфликта СССР вместе с Китаем выступил на стороне Северной Кореи, чьи ВВС были полностью уничтожены коалиционными войсками ООН. СССР направил в страну 64-й истребительный авиакорпус, вооруженный МиГ-15, и уже 1 ноября 1950 года первый советский самолет вступил в бой с американским истребителем. Это стало полной неожиданностью для противника, за что впоследствии МиГ-15 прозвали «корейский сюрприз».

МиГ-15 / ©topwar.ru

В течение всей войны советский реактивный истребитель оставался главной проблемой войск коалиции: до появления американских F-86 «Сейбров» ему не было равных в небе, да и с «Сейбрами» он мог посоперничать почти по всем характеристикам, особенно по скороподъемности. США пытались заполучить хотя бы один относительно неповрежденный МиГ-15, чтобы разобраться в устройстве советской реактивной новинки — в апреле 1953 года была даже объявлена награда в сто тысяч долларов тому, кто сумеет захватить и предоставить «пятнадцатый» ВВС США, однако до окончания войны этого так никому и не удалось.

С 1949 года, когда первые МиГ-15 были приняты на вооружение в СССР, до 2006 года, когда последние модели сняли с учета ВВС Албании, было выпущено свыше 15 тысяч самолетов. Они состояли на службе у 40 с лишним стран и стали самым массовым реактивным самолетом в истории.

Система залпового огня БМ-13 («Катюша»)

Наиболее массовая советская боевая машина реактивной артиллерии — БМ-13 — известна всем как «Катюша». Ее также называют оружием победы, а солдаты фашисткой Германии прозвали установку орга́ном Сталина — за внешний вид и звук, издаваемый оперением ракет. Первый залп БМ-13 дала уже в самом начале войны — 14 июля 1941 года в городе Орша, где были уничтожены эшелоны Третьего рейха, прибывавшие в Витебскую область с военной техникой. В течение нескольких секунд оккупированный вокзал Орши подвергся мощному обстрелу из БМ-13, что позволило нанести непоправимый урон вражеским позициям, разгромить боевую технику, уничтожить горючее и боеприпасы и предотвратить дальнейшее продвижение противника в сторону Смоленска.

БМ-13 / ©wikipedia.org

Приказ о запуске БМ-13 в производство был подписан буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны: первый смотр новейшей системы залпового огня прошел 17 июня 1941 года на подмосковном полигоне и произвел такое впечатление на наркома, что уже через три дня ее официально отправили в серию. 26 июня на заводе в Воронеже были собраны первые две машины для пуска реактивных снарядов калибра 132 мм. Изначально установки монтировались на трехосный грузовик ЗИС-6, а с весны 1942 года — преимущественно на английские и американские полноприводные шасси, в первую очередь на ввозимый по ленд-лизу Studebaker US6.

Реактивные минометы БМ-13 показали свою исключительную эффективность: залп полка продолжался пять-десять секунд, и за это время выпускалось свыше 570 снарядов, а площадь поражения превышала 100 гектар. К тому же при массовом запуске взрывные волны снарядов накладывались друг на друга, что лишь усиливало разрушительный эффект. Кроме того, осколки разрывающихся мин разогревались до 800 градусов — вокруг них вспыхивало все, что могло загореться. Из-за этого у противников даже возникла теория, что у БМ-13 боеприпасы с термитным зарядом. Вдобавок при использовании «катюш» возникал и дополнительный психологический эффект деморализации противника: пламя, вспыхивавшее моментально, выжигало все вокруг, снаряды летели градом, а звук бесконечных залпов не стихал несколько минут.

БМ-13 / ©topwar.ru

Мобильность же БМ-13 позволяла быстро менять локацию сразу после атаки, минимизируя шансы попасть под ответный удар. 
Эффективность систем залпового огня привела к тому, что темпы производства БМ-13 быстро наращивались — в том числе и в блокадном Ленинграде. Работы шли круглосуточно, а смены длились по 12-16 часов. Ценность БМ-13 была настолько велика, что за потерю каждой машины приходилось отчитываться перед вышестоящим командованием, а в некоторых случаев подобное каралось трибуналом. Более того, так как пусковые установки были секретными, личный состав проходил строгий отбор и давал клятву: не сдавать машину врагам и в критической ситуации взорвать ее. Для этих целей в каждой БМ-13 было предусмотрено 30 килограммов взрывчатки.

По поводу того, откуда у БМ-13 взялось прозвище «Катюша», существует несколько версий. Самая распространенная связана с одноименной песней на слова Исаковского, которая стала популярна как раз перед войной. Не противоречит этой гипотезе и другая — прозвище взялось из литеры «К», которое присутствовало на корпусе миномета, поскольку системы собирались на заводе имени Коминтерна. В пользу этой версии говорит и тот факт, что оружие часто называли по созвучию с официальным индексом: так, гаубицу МЛ-20 солдаты прозвали Емелькой, да и саму БМ-13 поначалу окрестили Раисой Сергеевной («Реактивный Снаряд»).

БТР-50 / ПТ-76 (СССР/Россия)

БТР-50 — модификация легкого танка-амфибии ПТ-76, разработка которого началась в СССР уже после Второй мировой войны. В 1949 году в конструкторские бюро, располагавшиеся в Ленинграде и Челябинске, поступил заказ на маневренный танк небольшого веса — не более 14 тонн — с пушкой калибра 76 мм. Собственно говоря, эти характеристики и стали названием машины: ПТ расшифровывается как «плавающий танк», а 76 — это калибр орудия. Серийно танк производился с 1951 по 1967 годы, а на вооружении армии сначала СССР, а потом России состоял до 2004 года.

Машина принимала участие в ряде военных конфликтов за пределами СССР, но особенно на нее обратили внимание в ходе войны во Вьетнаме: американцы прозвали его танком-призраком за то, что ПТ-76 появлялся совершенно неожиданно. Он мог это делать благодаря тому, что легко преодолевал водные преграды и обладал отличной плавучестью.

БТР-50 / ©topwar.ru

На основе ПТ-76 позднее был разработан БТР-50: отличительной чертой этой модификации стала повышенная вместимость — до 20 десантников. Бронетранспортер приняли на вооружение в 1954 году, и он быстро снискал славу, поскольку его плавучесть, легкость и маневренность позволяли высаживать солдат на берег даже при серьезном шторме. Кроме того, машина обладала повышенной проходимостью по пересеченной местности и мобильностью при наземной скорости до 45 км/м: БТР-50 без проблем шел по болотистой местности с грузом до 2000 тонн.

Именно такой легендарный ветеран однажды попал в руки Михаэлю Манусакису и его команде: владелец собирался переделать военную машину для работы в тундре и поручил Михаэлю провести ряд необходимых переделок. Прежде всего мастеру предстояло оборудовать БТР-50 пневмомстартером: при низких температурах на аккумулятор полагаться нельзя, так что в экстренных ситуациях выручает только сжатый воздух. Кроме того, требовалось устранить ряд мелких, но многочисленных неполадок — заменить треснувший рукав фильтра и ряд других деталей.

Сначала Михаэль обратился за помощью на завод, где БТР когда-то был собран, но там отказались модифицировать машину, посчитав, что это слишком бредовая затея. Сам он придерживается другого мнения — для него эта непростая задача стала интересным вызовом, и о том, как с ним удалось справиться, подробно рассказывается в одном из выпусков программы Discovery Channel «Стальные парни», которая выходит с 11 января и будет идти по субботам в 12:50 по московскому времени. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

10 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: