Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием
Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. В рамках проекта, поддержанного РФФИ, социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Ученые постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов, выявить основные сложности и сформировать стратегию адаптации. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые школы смогут получить бесплатно.
«Когда мы писали заявку на этот проект, понимали, что изучать учителей – совсем не ново, людей этой профессии уже исследовали вдоль и поперек, – объясняет руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков. – Мы решили раскрыть эту проблему не с позиции какой-то существующей теории или подхода, не ориентировались на усредненный набор гипотез, а старались увидеть ее глазами самого учителя. Еще была цель переработать полученные данные в некие прикладные вещи, которые принесут пользу педагогам».
Исследователи собирали информацию в школах четырех регионов Сибири. Социологи брали нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет. В интервью многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме «бумажной» работы, о том, что постепенно утрачивается учительское сообщество и подлинное наставничество, коллеги зачастую не хотят делиться друг с другом методиками и материалами.
Среди проблем и «вызовов» учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату. Все эти факторы в совокупности с неоправдавшимися ожиданиями от профессии зачастую приводят к разочарованию в ней, порой эмоциональное выгорание приводит к частым болезням, появлению нездоровых привычек, распаду семьи.
«Согласно разным исследованиям, 60–70 процентов учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом, – говорит Роман Быков. – Стоит отметить, что проблема профессионального выгорания есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии. Возможно, отчасти это обусловлено эмоциональными затратами, ведь педагог должен уметь принимать чужой мир, причем, не одного ребенка, а 20–30 человек и более».
Другой причиной выгорания может служить тот факт, что у учителей «отложенный» результат труда. Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат – пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая, что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.
Как показали исследования ученых ТГУ, у российских педагогов нередко развивается состояние, которое называют социальной апатией. Причем, она является стратегией приспособления, это своеобразный способ защиты от негативного воздействия, который осознанно либо бессознательно использует учитель.
У многих респондентов, опрошенных социологами, позиция была схожей: мы терпим, но работаем. При этом учителя демонстрировали разные модели поведения – у одних это выливается в негативное абстрагирование, у других присутствует позитивная стратегия: люди проявляют внешнюю заинтересованность, но внутренне отстраняются от травмирующих их ситуаций, например, ограничивают время общения с родителями.
Они говорят – есть проблема, но это не мешает мне работать. Каждый учитель ищет свой выход, и некоторые респонденты говорили о том, что подходят к выполнению требований формально, чтобы сэкономить время и посвятить его творческой работе с детьми.
Вместе с тем исследование показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как творчество, становится все меньше. Школьное образование «зажато» в рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится инструментальным.
По признанию ученых, после интервьюирования учителей возникло устойчивое ощущение, что в школе идет дополнительный «отсев» людей, и только тот педагог, который прошел всю цепочку рефлексий, имеет шанс на профессиональное и эмоциональное благополучие.
Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили «Пособие по рефлексии для учителей».
Брошюра содержит в себе те советы, которые педагоги дают коллегам для «восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции». В скором времени первый тираж пособия будет выпущен и распространен по школам и иным структурам образования.
Результаты исследований изложены в монографии «Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям» (авторы: Р. А. Быков, Е. Ю. Быкова, Ю. А. Власова). Оба издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на безвозмездной основе. В будущем планируется проведение образовательных семинаров для учителей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00166 «Социальная апатия как форма адаптации учителей к современным социокультурным условиям».
Считается, что неандертальцы жили в коллективах максимум в пару десятков особей. Однако на их стоянках обнаруживают останки исключительно крупных животных, добыть и съесть которых можно только командой, насчитывающей сотни человек.
Американский стартап, занятый возвращением к жизни вымерших животных, объявил о начале работы с додо — почти легендарными птицами, которых люди перебили еще несколько веков назад.
Международная группа астрономов из США и Новой Зеландии описала чрезвычайно редкий тип звездной системы, у которой есть все задатки в будущем стать сверхсильной килоновой.
Игру 2013 года и выходящий с января 2023 года сериал по ней часто принимают за научную фантастику. То есть произведение, основанное на предположениях, не противоречащих науке. Однако вряд ли дело обстоит таким образом. Проблема в том, что создатели мира The Last of Us слишком некритично подошли как к научному фундаменту, на котором основан их мир постапокалипсиса, так и к тому, что думает наука о самой реальности «постапов». Naked Science пробует разобраться в деталях.
Американский стартап, занятый возвращением к жизни вымерших животных, объявил о начале работы с додо — почти легендарными птицами, которых люди перебили еще несколько веков назад.
Считается, что неандертальцы жили в коллективах максимум в пару десятков особей. Однако на их стоянках обнаруживают останки исключительно крупных животных, добыть и съесть которых можно только командой, насчитывающей сотни человек.
Исследователи, изучающие систему обороны Великой стены, обнаружили следы более 130 секретных сквозных проходов и полагают, что это только начало.
Пока фанаты SpaceX увлеченно следят за достижениями компании, астрономы грустно наблюдают, как их работа становится сложнее с каждым запуском спутников Starlink. Прогресс не проходит без жертв. Поэтому различные научные ассоциации ищут способы снизить негативное влияние множества новых рукотворных объектов в околоземном пространстве на качество данных, получаемых телескопами. Некоторые решения со стороны выглядят экстремальными — например, теперь лазеры для корректировки адаптивной оптики можно не выключать, если в поле зрения есть спутник Starlink. А это десятки ватт излучения!
Биологи показали, что нейронные сети гиппокампа, ответственные за пространственное восприятие, изменяются не линейным образом, а в соответствии с гиперболической геометрией. То есть мозг представляет пространство в форме расширяющихся песочных часов. Результаты исследования могут иметь значение для лучшего понимания различных нейродегенеративных расстройств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии