Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием
Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. В рамках проекта, поддержанного РФФИ, социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Ученые постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов, выявить основные сложности и сформировать стратегию адаптации. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые школы смогут получить бесплатно.
«Когда мы писали заявку на этот проект, понимали, что изучать учителей – совсем не ново, людей этой профессии уже исследовали вдоль и поперек, – объясняет руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков. – Мы решили раскрыть эту проблему не с позиции какой-то существующей теории или подхода, не ориентировались на усредненный набор гипотез, а старались увидеть ее глазами самого учителя. Еще была цель переработать полученные данные в некие прикладные вещи, которые принесут пользу педагогам».
Исследователи собирали информацию в школах четырех регионов Сибири. Социологи брали нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет. В интервью многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме «бумажной» работы, о том, что постепенно утрачивается учительское сообщество и подлинное наставничество, коллеги зачастую не хотят делиться друг с другом методиками и материалами.
Среди проблем и «вызовов» учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату. Все эти факторы в совокупности с неоправдавшимися ожиданиями от профессии зачастую приводят к разочарованию в ней, порой эмоциональное выгорание приводит к частым болезням, появлению нездоровых привычек, распаду семьи.
«Согласно разным исследованиям, 60–70 процентов учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом, – говорит Роман Быков. – Стоит отметить, что проблема профессионального выгорания есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии. Возможно, отчасти это обусловлено эмоциональными затратами, ведь педагог должен уметь принимать чужой мир, причем, не одного ребенка, а 20–30 человек и более».
Другой причиной выгорания может служить тот факт, что у учителей «отложенный» результат труда. Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат – пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая, что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.
Как показали исследования ученых ТГУ, у российских педагогов нередко развивается состояние, которое называют социальной апатией. Причем, она является стратегией приспособления, это своеобразный способ защиты от негативного воздействия, который осознанно либо бессознательно использует учитель.
У многих респондентов, опрошенных социологами, позиция была схожей: мы терпим, но работаем. При этом учителя демонстрировали разные модели поведения – у одних это выливается в негативное абстрагирование, у других присутствует позитивная стратегия: люди проявляют внешнюю заинтересованность, но внутренне отстраняются от травмирующих их ситуаций, например, ограничивают время общения с родителями.
Они говорят – есть проблема, но это не мешает мне работать. Каждый учитель ищет свой выход, и некоторые респонденты говорили о том, что подходят к выполнению требований формально, чтобы сэкономить время и посвятить его творческой работе с детьми.
Вместе с тем исследование показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как творчество, становится все меньше. Школьное образование «зажато» в рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится инструментальным.
По признанию ученых, после интервьюирования учителей возникло устойчивое ощущение, что в школе идет дополнительный «отсев» людей, и только тот педагог, который прошел всю цепочку рефлексий, имеет шанс на профессиональное и эмоциональное благополучие.
Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили «Пособие по рефлексии для учителей».
Брошюра содержит в себе те советы, которые педагоги дают коллегам для «восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции». В скором времени первый тираж пособия будет выпущен и распространен по школам и иным структурам образования.
Результаты исследований изложены в монографии «Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям» (авторы: Р. А. Быков, Е. Ю. Быкова, Ю. А. Власова). Оба издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на безвозмездной основе. В будущем планируется проведение образовательных семинаров для учителей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00166 «Социальная апатия как форма адаптации учителей к современным социокультурным условиям».
Ученые из Австралии исследовали влияние сексуальной активности, а именно — самоудовлетворения и полового контакта с партнером — на объективные и субъективные параметры сна, в том числе на мотивацию поутру и готовность к новому дню.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
В 2023 году руководство особой экономической зоны «Алабуга» представило план развития до 2048-го: он предполагает освоение космического пространства.
Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
Ученые из Австралии исследовали влияние сексуальной активности, а именно — самоудовлетворения и полового контакта с партнером — на объективные и субъективные параметры сна, в том числе на мотивацию поутру и готовность к новому дню.
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии