Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием — Naked Science
ТГУ

Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием

5.2

Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. В рамках проекта, поддержанного РФФИ, социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Ученые постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов, выявить основные сложности и сформировать стратегию адаптации. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые школы смогут получить бесплатно.

Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием / ©bobruisk.ru

«Когда мы писали заявку на этот проект, понимали, что изучать учителей – совсем не ново, людей этой профессии уже исследовали вдоль и поперек, – объясняет руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков. – Мы решили раскрыть эту проблему не с позиции какой-то существующей теории или подхода, не ориентировались на усредненный набор гипотез, а старались увидеть ее глазами самого учителя. Еще была цель переработать полученные данные в некие прикладные вещи, которые принесут пользу педагогам».

Исследователи собирали информацию в школах четырех регионов Сибири. Социологи брали нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет. В интервью многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме «бумажной» работы, о том, что постепенно утрачивается учительское сообщество и подлинное наставничество, коллеги зачастую не хотят делиться друг с другом методиками и материалами.

Среди проблем и «вызовов» учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату. Все эти факторы в совокупности с неоправдавшимися ожиданиями от профессии зачастую приводят к разочарованию в ней, порой эмоциональное выгорание приводит к частым болезням, появлению нездоровых привычек, распаду семьи.

Руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков / ©Пресс-служба ТГУ

«Согласно разным исследованиям, 60–70 процентов учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом, – говорит Роман Быков. – Стоит отметить, что проблема профессионального выгорания есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии. Возможно, отчасти это обусловлено эмоциональными затратами, ведь педагог должен уметь принимать чужой мир, причем, не одного ребенка, а 20–30 человек и более».

Другой причиной выгорания может служить тот факт, что у учителей «отложенный» результат труда. Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат – пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая, что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.

Как показали исследования ученых ТГУ, у российских педагогов нередко развивается состояние, которое называют социальной апатией. Причем, она является стратегией приспособления, это своеобразный способ защиты от негативного воздействия, который осознанно либо бессознательно использует учитель.

У многих респондентов, опрошенных социологами, позиция была схожей: мы терпим, но работаем. При этом учителя демонстрировали разные модели поведения – у одних это выливается в негативное абстрагирование, у других присутствует позитивная стратегия: люди проявляют внешнюю заинтересованность, но внутренне отстраняются от травмирующих их ситуаций, например, ограничивают время общения с родителями.

Они говорят – есть проблема, но это не мешает мне работать. Каждый учитель ищет свой выход, и некоторые респонденты говорили о том, что подходят к выполнению требований формально, чтобы сэкономить время и посвятить его творческой работе с детьми.

Вместе с тем исследование показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как творчество, становится все меньше. Школьное образование «зажато» в рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится инструментальным.

По признанию ученых, после интервьюирования учителей возникло устойчивое ощущение, что в школе идет дополнительный «отсев» людей, и только тот педагог, который прошел всю цепочку рефлексий, имеет шанс на профессиональное и эмоциональное благополучие. 
Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили «Пособие по рефлексии для учителей».

Брошюра содержит в себе те советы, которые педагоги дают коллегам для «восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции». В скором времени первый тираж пособия будет выпущен и распространен по школам и иным структурам образования.

Результаты исследований изложены в монографии «Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям» (авторы: Р. А. Быков, Е. Ю. Быкова, Ю. А. Власова). Оба издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на безвозмездной основе. В будущем планируется проведение образовательных семинаров для учителей. 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00166 «Социальная апатия как форма адаптации учителей к современным социокультурным условиям». 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из 29 национальных исследовательских университетов.
Позавчера, 11:04
Александр Березин

До массовой термоядерной энергетики 20 лет — и всегда будет 20 лет. Это незатейливая шутка сама стала старой еще 20 лет назад. Общество расстраивается от того, что термояд все никак не могут вывести на промышленный уровень. И лишь Илон Маск считает, что термоядерный реактор вовсе не нужен. Внимательный анализ показывает, что он прав. Даже если все технические проблемы термоядерной энергетики чудесным образом разрешатся, у нее не будет шансов вытеснить конкурентов. Как так вышло, и что тогда спасет человечество от энергетического кризиса?

Позавчера, 21:04
Мария Азарова

Ученые подтвердили связь между коронавирусной инфекцией и снижением когнитивных способностей на основе анализа данных более чем 81 тысячи человек.

8 часов назад
Илья Ведмеденко

Египтяне провели учения, на которых французский истребитель Rafale одолел российский Су-35. Оба самолета принадлежат к четвертому поколению.

Позавчера, 11:04
Александр Березин

До массовой термоядерной энергетики 20 лет — и всегда будет 20 лет. Это незатейливая шутка сама стала старой еще 20 лет назад. Общество расстраивается от того, что термояд все никак не могут вывести на промышленный уровень. И лишь Илон Маск считает, что термоядерный реактор вовсе не нужен. Внимательный анализ показывает, что он прав. Даже если все технические проблемы термоядерной энергетики чудесным образом разрешатся, у нее не будет шансов вытеснить конкурентов. Как так вышло, и что тогда спасет человечество от энергетического кризиса?

Позавчера, 21:04
Мария Азарова

Ученые подтвердили связь между коронавирусной инфекцией и снижением когнитивных способностей на основе анализа данных более чем 81 тысячи человек.

24 июля
Ольга Иванова

Своими корнями история Армении уходит в глубокую древность и неразрывно связана с историей всего Древнего мира. Но зачастую, зная в деталях историю Рима и Древней Греции, мы в гораздо меньшей степени осведомлены о событиях, происходивших в Античное время в Армении, оказавшейся на перекрестке цивилизаций Запада и Востока. В силу многих причин она не попала в должном объеме в учебники и незнакома тем, кто интересуется историей. Попытаемся хоть немного исправить эту несправедливость.

13 июля
Ольга Иванова

Международная команда ученых идентифицировала ДНК из почвы в грузинской пещере. Благодаря этому исследователям удалось восстановить геном человека возрастом 25 тысяч лет, не имея никаких скелетных останков.

Позавчера, 11:04
Александр Березин

До массовой термоядерной энергетики 20 лет — и всегда будет 20 лет. Это незатейливая шутка сама стала старой еще 20 лет назад. Общество расстраивается от того, что термояд все никак не могут вывести на промышленный уровень. И лишь Илон Маск считает, что термоядерный реактор вовсе не нужен. Внимательный анализ показывает, что он прав. Даже если все технические проблемы термоядерной энергетики чудесным образом разрешатся, у нее не будет шансов вытеснить конкурентов. Как так вышло, и что тогда спасет человечество от энергетического кризиса?

8 июля
Василий Парфенов

Подросток из бельгийского города Остенде стал вторым самым юным обладателем высшего образования в обозримой истории. Он с отличием окончил курс физики в Антверпенском университете и теперь собирается защитить магистерскую степень, а затем и докторскую диссертацию в этой области. Цель у него простая и понятная: увеличение продолжительности жизни человека вплоть до полного бессмертия за счет замены частей тела и органов механическими или искусственными.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: