• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
05.03.2020
ТГУ
10 674

Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием

5.2

Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей. В рамках проекта, поддержанного РФФИ, социологи работали с педагогами школ Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Ученые постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов, выявить основные сложности и сформировать стратегию адаптации. Результатом проекта стали монография и методическое пособие, которые школы смогут получить бесплатно.

Создана методика, которая поможет учителям справиться с профвыгоранием / ©bobruisk.ru

«Когда мы писали заявку на этот проект, понимали, что изучать учителей – совсем не ново, людей этой профессии уже исследовали вдоль и поперек, – объясняет руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков. – Мы решили раскрыть эту проблему не с позиции какой-то существующей теории или подхода, не ориентировались на усредненный набор гипотез, а старались увидеть ее глазами самого учителя. Еще была цель переработать полученные данные в некие прикладные вещи, которые принесут пользу педагогам».

Исследователи собирали информацию в школах четырех регионов Сибири. Социологи брали нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет. В интервью многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме «бумажной» работы, о том, что постепенно утрачивается учительское сообщество и подлинное наставничество, коллеги зачастую не хотят делиться друг с другом методиками и материалами.

Среди проблем и «вызовов» учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату. Все эти факторы в совокупности с неоправдавшимися ожиданиями от профессии зачастую приводят к разочарованию в ней, порой эмоциональное выгорание приводит к частым болезням, появлению нездоровых привычек, распаду семьи.

Руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков / ©Пресс-служба ТГУ

«Согласно разным исследованиям, 60–70 процентов учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом, – говорит Роман Быков. – Стоит отметить, что проблема профессионального выгорания есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии. Возможно, отчасти это обусловлено эмоциональными затратами, ведь педагог должен уметь принимать чужой мир, причем, не одного ребенка, а 20–30 человек и более».

Другой причиной выгорания может служить тот факт, что у учителей «отложенный» результат труда. Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат – пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая, что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.

Как показали исследования ученых ТГУ, у российских педагогов нередко развивается состояние, которое называют социальной апатией. Причем, она является стратегией приспособления, это своеобразный способ защиты от негативного воздействия, который осознанно либо бессознательно использует учитель.

У многих респондентов, опрошенных социологами, позиция была схожей: мы терпим, но работаем. При этом учителя демонстрировали разные модели поведения – у одних это выливается в негативное абстрагирование, у других присутствует позитивная стратегия: люди проявляют внешнюю заинтересованность, но внутренне отстраняются от травмирующих их ситуаций, например, ограничивают время общения с родителями.

Они говорят – есть проблема, но это не мешает мне работать. Каждый учитель ищет свой выход, и некоторые респонденты говорили о том, что подходят к выполнению требований формально, чтобы сэкономить время и посвятить его творческой работе с детьми.

Вместе с тем исследование показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как творчество, становится все меньше. Школьное образование «зажато» в рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится инструментальным.

По признанию ученых, после интервьюирования учителей возникло устойчивое ощущение, что в школе идет дополнительный «отсев» людей, и только тот педагог, который прошел всю цепочку рефлексий, имеет шанс на профессиональное и эмоциональное благополучие. 
Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили «Пособие по рефлексии для учителей».

Брошюра содержит в себе те советы, которые педагоги дают коллегам для «восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции». В скором времени первый тираж пособия будет выпущен и распространен по школам и иным структурам образования.

Результаты исследований изложены в монографии «Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям» (авторы: Р. А. Быков, Е. Ю. Быкова, Ю. А. Власова). Оба издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на безвозмездной основе. В будущем планируется проведение образовательных семинаров для учителей. 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00166 «Социальная апатия как форма адаптации учителей к современным социокультурным условиям». 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из 29 национальных исследовательских университетов.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 16:36
Мария Азарова

Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.

8 часов назад
Сергей Васильев

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

Вчера, 12:13
Александр Березин

На планете уже зарегистрировано больше сотни случаев, подозрительно напоминающих обезьянью оспу — родственницу оспы натуральной. До 2022 года больные обезьяньей оспой заражались в основном от животных, а среди людей она быстро затухала, плохо передаваясь воздушно-капельным путем. Но в этом мае положение могло измениться. Дюжина стран на разных континентах показала одновременную вспышку заражений. Многие пытаются успокоить население, упирая на факт, что прививка от обычной оспы защищает и от новой. На самом деле, ситуация далеко не такая простая, и ВОЗ в эту пятницу провела чрезвычайную встречу экспертов для обсуждения этой болезни. Naked Science рассказывает, может ли оспа стать «сменщиком» коронавируса.

Позавчера, 16:36
Мария Азарова

Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.

8 часов назад
Сергей Васильев

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

Вчера, 12:13
Александр Березин

На планете уже зарегистрировано больше сотни случаев, подозрительно напоминающих обезьянью оспу — родственницу оспы натуральной. До 2022 года больные обезьяньей оспой заражались в основном от животных, а среди людей она быстро затухала, плохо передаваясь воздушно-капельным путем. Но в этом мае положение могло измениться. Дюжина стран на разных континентах показала одновременную вспышку заражений. Многие пытаются успокоить население, упирая на факт, что прививка от обычной оспы защищает и от новой. На самом деле, ситуация далеко не такая простая, и ВОЗ в эту пятницу провела чрезвычайную встречу экспертов для обсуждения этой болезни. Naked Science рассказывает, может ли оспа стать «сменщиком» коронавируса.

26 апреля
Василий Парфенов

Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.

27 апреля
Александра Медведева

С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.

28 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования составили таблицу ожидаемой продолжительностью жизни для собак 18 чистокровных пород и метисов. Кроме того, они узнали, кто живет дольше — суки или кобели, кастрированные или нет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: