Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Создан полимерный гель, который увеличит добычу нефти
Международная исследовательская группа, в которую вошли ученые Пермского Политехнического университета, представила уникальный отечественный состав полимерного геля, который увеличит полноту выработки запасов нефти.
В работе международной исследовательской группы также принимал участие профессор Миссурийского университета науки и технологий (США) Баоджан Бай и специалисты предприятия «НефтеПром Сервис». Результаты исследований опубликованы в рецензируемом российском научном журнале «Записки Горного института». Разработка не имеет мировых аналогов.
«Сейчас на многих месторождениях, где давно добывают нефть, скважины обводнены: содержание воды в продукции превышает норму. По данным аудита Волго-Уральских нефтегазовых месторождений, в 75% запасов больше половины составляет вода. Между тем, для высокообводненных скважин снижение обводненности продукции даже на 5% может увеличить добычу нефти в полтора раза. Это громадный технологический эффект», – рассказывает декан горно-нефтяного факультета ПНИПУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Галкин.
В последние два десятилетия в мире для увеличения добычи нефти используют технологию PPG – preformed particle gel. В скважину закачивают суспензию на основе частиц предварительно «сшитого» полимера. В его основе – акриламид, который абсорбирует воду, увеличивается в объеме и делает вещество эластичным. При фильтрации частицы полимера сжимаются и рвутся в узких интервалах между пластами. Они образуют «пробку», которая перераспределяет фильтрационные потоки, «вытесняет» нефть и увеличивает ее добычу.
Автор метода – профессор Миссурийского университета науки и технологий (США) Баоджан Бай — успешно провел более 4000 скважинных операций на месторождениях Китая, Центральной и Северной Америки. Для отечественных месторождений данная технология пока практически не используется. Лишь в Западной Сибири имеется очень ограниченный опыт ее применения в условиях высокотемпературных пластов (60°) с низкой минерализацией пластовой воды. Однако для территории Волго-Урала при низких температурах пласта (менее 30°) и повышенной минерализацией воды, разработанные к настоящему времени составы плохо впитывают воду.
Поэтому эксперты ПНИПУ и предприятия «НефтеПром Сервис» синтезировали уникальный отечественный состав. Его создали на основе полиакриламида методом блочной полимеризации. Гель полностью впитывает воду даже при температурах ниже 30°С. По сравнению с известными технологиями, пермский гель набухает минимум в два раза больше, заполняя промытые водой каналы, нефти в которых уже нет.
«Отличием разработанного пермскими учеными полимера является его способ сшивки методом термической имидизации, в результате которого полимер может впитывать больше воды даже в условиях низких температур и повышенной минерализации пластовой воды», – отмечает Сергей Галкин.
Ученые провели эксперименты на образцах горной породы из скважины. Испытания показали, что набухшие частицы геля могут проходить в трещины, диаметр которых в 20 раз меньше их по размеру. При увеличении вязкости геля его прочность возрастает. Вещество «цементирует» каналы, из которых нефть уже добыта и по которым интенсивно идет вода, в результате потоки воды перераспределяются и вода вытесняет нефть из еще невыработанных интервалов.
«Технология, на мой взгляд, не только способна дать значительный прирост добычи нефти, но и имеет хорошие коммерческие перспективы, так как ориентирована на обширную территорию Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Кроме этого, данная отечественная технология, и соответственно недропользователь в данном случае застрахован от неожиданных разворотов иностранных партнеров в условиях политических санкций», – считает руководитель Пермского НОЦ «Рациональное недропользование», кандидат технических наук Павел Илюшин.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.
Черепно-лицевые аномалии — одни из наиболее частых врожденных дефектов во всем мире. В качестве причин называют вещества в лекарствах, предметах домашнего обихода и окружающей среде. Как оказалось, они влияют на развитие эмбрионов рыбок данио-рерио. По словам ученых, это поможет понять, как происходит внутриутробное развитие черт лица человека.
Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.
Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.
Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии