Разработан новый нетравматичный лазерный метод лечения катаракты — Naked Science
Университет ИТМО

Разработан новый нетравматичный лазерный метод лечения катаракты

5.2

Ученые из Университета ИТМО и Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» (Центр Федорова) более 20 лет работали над тем, чтобы снизить побочные эффекты от операций по экстракции катаракты. Результатом стала технология, в которой лазер одновременно используется для разрушения катарактального хрусталика глаза и для стимуляции заживления окружающих тканей. Метод уже начали внедрять на практике.

Разработан новый нетравматичный лазерный метод лечения катаракты / ©ural-meridian.ru

Катаракта – одно из самых распространенных глазных заболеваний, на которое, по данным ВОЗ, приходится до трети всех случаев нарушения зрения. Методы лечения катаракты известны хорошо, но многие из них оказываются довольно травматичными для пациентов. Полностью описали свой метод ученые в только что вышедшей статье в журнале Optical and Quantum Electronics.

Человеческий глаз – очень важный орган. В здоровом состоянии он позволяет видеть в темноте и на солнце, читать мелкий текст, следить за достаточно быстрыми объектами. Но если что-то идет не так, зрение может резко ухудшиться или даже вовсе пропасть. Одна из самых распространенных проблем – помутнение хрусталика глаза, которое называется катарактой. Методы лечения катаракты совершенствуются постоянно, в том числе над этим работают специалисты Университета ИТМО в сотрудничестве с центром «Микрохирургия глаза».

«Методы лечения этого заболевания хирургические, то есть удаляется помутневший хрусталик глаза и на его место вставляется искусственный, представляющий собой сапфировую или пластиковую линзу, – рассказывает профессор Университета ИТМО Андрей Беликов. – Разрушение хрусталика происходит либо с помощью ультразвука, либо с помощью лазера.

При использовании лазера специальный наконечник помещается в переднюю камеру глаза вплотную к хрусталику, лазерный луч разрушает хрусталик на мелкие фрагменты, которые потом удаляются. На освободившееся место устанавливается искусственный хрусталик. Проблема в том, что любое воздействие травмирует окружающие ткани и их восстановление не всегда идет по оптимальной траектории».

Последние десятилетия ученые активно работают над тем, чтобы снизить травматичность операций по замене хрусталика. С 1990-х ученые Университета ИТМО и центра Федорова, а также ряда других научных институтов начали экспериментировать с использованием лазерного излучения для разрушения катаракты.

Использовали два лазера. Более мощный должен был разрушать хрусталик, а менее мощный – подсвечивать операционное поле. Однако со временем врачи обратили внимание на то, что менее мощный лазер может не только подсветить операционное поле, но и стимулировать поврежденные клетки к самовосстановлению.

После этого начались долгие эксперименты по поиску оптимального способа взаимодействия разрушающего луча и слабого красного лазера. Наилучшим решением оказалось одновременное использование двух лазеров. Эта идея потребовала скрупулезной работы инженеров-оптиков: надо было пустить излучение обоих лазеров по одному оптоволокну и с помощью специального наконечника передать в глаз.

«Одновременное использование двух лазеров хорошо тем, что в процессе силового воздействия возникают клетки, которые повреждены, но не полностью разрушены, – поясняет Беликов, – очень важно сразу стимулировать их регенерацию. Именно после такого воздействия процесс восстановления глаза происходит в наиболее благоприятных условиях».

Сегодня метод уже внедрен в работу клиники «Микрохирургия глаза», и практически все операции по лазерному удалению катаракты проводятся с использованием двух лазеров. Клинически установлено, что при использовании нового метода в отдаленном периоде потеря клеток эндотелия роговицы уменьшается в 1,8 раза в сравнении с ультразвуковой факоэмульсификацией, а случаи макулярного отека сетчатки и эндотелиально-эпителиальной дистрофии роговицы не наблюдаются.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО» — первое неклассическое высшее учебное заведение Санкт-Петербурга, один из национальных исследовательских университетов России.