Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Профессор Сергей Кулик — о квантовых технологиях и квантовых экспериментах в ЮУрГУ
Квантовая физика и квантовые технологии — очень прогрессивные направления в науке и технике, охватывающие и безопасную связь, и суперкомпьютеры, и в перспективе даже персональную медицину. Заведующий лабораторией «Квантовая инженерия света» ЮУрГУ, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Кулик рассказал о развитии квантовых технологий сегодня, а также о том, каково исследовать вещи, которых в нашем мире нет.
— Сергей Павлович, какие сейчас особенно важные события происходят в квантовой физике, в квантовых технологиях?
— Наверное, самое важное из событий — это Нобелевская премия за исследования в области запутанных состояний в прошлом году. Это специфические квантовые состояния, которые являются ресурсными, то есть на их основе можно что-то делать практическое — в этой науке такие действия принято называть протоколами. И вот за разработку и исследование этих состояний на протяжении нескольких десятилетий была дана Нобелевская премия.
Это как раз то, чем мы занимаемся здесь, в ЮУрГУ, и в Московском университете. И это очень важно: это показывает, что мировое сообщество по достоинству оценило вклад ученых в это направление. Рассказать об этих состояниях в научно-популярном интервью непросто, потому что в классическом мире это вещи, которых просто нет. Поэтому не надо стараться их понимать, надо просто их принять и поверить в них.
— Чем вообще занималась и занимается сейчас квантовая физика?
— Квантовая физика в своей эволюции испытывала несколько стадий. Первым этапом или первой квантовой революцией стал момент, когда ученым удалось объяснить и предсказать эффекты, которые называются коллективными или ансамблевыми — с участием большого числа квантовых объектов: атомов, молекул, ионов, фотонов. Яркий пример — атомная бомба. А сегодня это фактически любой предмет, работающий от 220 В, которым мы пользуемся: компьютер, смартфон, лазерные указки — все это квантовая физика, квантовые технологии.
А примерно с конца ХХ века мы живем в эпоху так называемой второй квантовой революции: ученые-экспериментаторы получили доступ к индивидуальным квантовым объектам. Все те же фотоны, ионы, молекулы, проводящие контакты — только одиночные. И оказалось, что изучение их свойств сулит огромные перспективы в квантовых вычислениях, квантовой связи и квантовой сенсорике.
— Как вы считаете, квантовая физика — это больше сложно или интересно?
— Это и сложно, и интересно. У вас получается альтернатива: либо пытаться понять, как это работает, и тогда один из вариантов вашей дальнейшей жизни — это сумасшедший дом, потому что понять это невозможно. Либо же это принять, буквально поверить в то, что делали другие ученые, в их разработки и использовать это в своей работе. Поэтому да, это и сложно, и очень интересно — пытаться использовать на практике то, что никто не может понять, как работает.
— Почему однажды вы выбрали именно квантовую физику, как свое научное направление?
— Так получилось, что я не выбирал. Мой папа, который был физиком, отправил меня на физический факультет МГУ, и я особенно не рассуждал на тему, куда мне идти. А на втором курсе я случайно оказался в лаборатории, в которой я до сих пор, можно сказать, и нахожусь. В этой лаборатории как раз занимались проблемами квантовой механики. И мне там настолько понравилось, и такие люди там были хорошие и в человеческом, и в профессиональном смысле, что я там остался, прикипел и до сих пор этим занимаюсь.
— А что вы можете сказать о развитии этого направления в ЮУрГУ? Какие проекты реализуются сейчас?
— ЮУрГУ, к счастью, продолжает традиции Школы Бориса Яковлевича Зельдовича и его учеников, которые эту школу и составляют. Но там в основном были, и это важно помнить, ученые-теоретики. А в квантовой физике нужны еще и эксперименты. Сейчас мы экспериментально работаем над одним из основных эффектов квантовой оптики — эффектом антикорреляции фотонов. Эксперимент длится уже около девяти месяцев, и последние две недели, что называется, процесс пошел! Экспериментаторы из ЮУрГУ, я считаю, достойно все это время работали, они стали уже вполне самостоятельными исследователями. Это очень важно.
— Скажите, пожалуйста, много ли молодых специалистов приходит сейчас в эту сферу?
— Молодые ученые потихоньку приходят. Но кадровый вопрос по-прежнему стоит очень остро. Причем не только с точки зрения того, приходят молодые специалисты или нет. Очень важен уровень подготовки. В целом все квантовые технологии – это очень сложная тема. Чтобы подготовить квалифицированного специалиста в этой области, нужно минимум пять лет. И, конечно же, такой специалист должен знать общие разделы физики: квантовую механику, статфизику, термодинамику и прочее. И, например, сейчас в ЮУрГУ разрабатываются новые учебные программы, в которых это учитывается. Это важный процесс, который как раз способствует качественному развитию этого направления в ЮУрГУ. Да, быстрыми результаты не будут. Но процесс идет. Это главное.
Валерия Литвиненко
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Богатые люди в США могут позволить себе лучшие клиники, персональных врачей и здоровое питание. Но они все равно умирают раньше, чем их состоятельные сверстники в Европе. Авторы нового исследования выяснили, что разрыв в продолжительности жизни между Старым Светом и Америкой сохраняется на всех уровнях богатства.
Рынок электромобилей стремительно расширяется. На нем представлены не только пассажирские, но и грузовые модели, а также специализированный транспорт. Сегодня главные задачи по совершенствованию транспорта на электрической тяге — увеличение пробега на одной заправке (зарядке), повышение емкости и долговечности накопителей, применение экологически «чистых» аккумуляторов на всем его жизненном цикле. Все эти задачи связаны с одним важным конструктивным элементом — аккумуляторной батареей, которая все еще остается «головной болью» многих ученых и конструкторов мира. Над решением этих задач работают и специалисты компании UST Inc. Результаты их исследований показывают, что ставку в ближайшей перспективе нужно делать не на литий-ионные аккумуляторы.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
Ученые из Австралии исследовали влияние сексуальной активности, а именно — самоудовлетворения и полового контакта с партнером — на объективные и субъективные параметры сна, в том числе на мотивацию поутру и готовность к новому дню.
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии