Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Профессор Сергей Кулик — о квантовых технологиях и квантовых экспериментах в ЮУрГУ
Квантовая физика и квантовые технологии — очень прогрессивные направления в науке и технике, охватывающие и безопасную связь, и суперкомпьютеры, и в перспективе даже персональную медицину. Заведующий лабораторией «Квантовая инженерия света» ЮУрГУ, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Кулик рассказал о развитии квантовых технологий сегодня, а также о том, каково исследовать вещи, которых в нашем мире нет.
— Сергей Павлович, какие сейчас особенно важные события происходят в квантовой физике, в квантовых технологиях?
— Наверное, самое важное из событий — это Нобелевская премия за исследования в области запутанных состояний в прошлом году. Это специфические квантовые состояния, которые являются ресурсными, то есть на их основе можно что-то делать практическое — в этой науке такие действия принято называть протоколами. И вот за разработку и исследование этих состояний на протяжении нескольких десятилетий была дана Нобелевская премия.
Это как раз то, чем мы занимаемся здесь, в ЮУрГУ, и в Московском университете. И это очень важно: это показывает, что мировое сообщество по достоинству оценило вклад ученых в это направление. Рассказать об этих состояниях в научно-популярном интервью непросто, потому что в классическом мире это вещи, которых просто нет. Поэтому не надо стараться их понимать, надо просто их принять и поверить в них.
— Чем вообще занималась и занимается сейчас квантовая физика?
— Квантовая физика в своей эволюции испытывала несколько стадий. Первым этапом или первой квантовой революцией стал момент, когда ученым удалось объяснить и предсказать эффекты, которые называются коллективными или ансамблевыми — с участием большого числа квантовых объектов: атомов, молекул, ионов, фотонов. Яркий пример — атомная бомба. А сегодня это фактически любой предмет, работающий от 220 В, которым мы пользуемся: компьютер, смартфон, лазерные указки — все это квантовая физика, квантовые технологии.

А примерно с конца ХХ века мы живем в эпоху так называемой второй квантовой революции: ученые-экспериментаторы получили доступ к индивидуальным квантовым объектам. Все те же фотоны, ионы, молекулы, проводящие контакты — только одиночные. И оказалось, что изучение их свойств сулит огромные перспективы в квантовых вычислениях, квантовой связи и квантовой сенсорике.
— Как вы считаете, квантовая физика — это больше сложно или интересно?
— Это и сложно, и интересно. У вас получается альтернатива: либо пытаться понять, как это работает, и тогда один из вариантов вашей дальнейшей жизни — это сумасшедший дом, потому что понять это невозможно. Либо же это принять, буквально поверить в то, что делали другие ученые, в их разработки и использовать это в своей работе. Поэтому да, это и сложно, и очень интересно — пытаться использовать на практике то, что никто не может понять, как работает.
— Почему однажды вы выбрали именно квантовую физику, как свое научное направление?
— Так получилось, что я не выбирал. Мой папа, который был физиком, отправил меня на физический факультет МГУ, и я особенно не рассуждал на тему, куда мне идти. А на втором курсе я случайно оказался в лаборатории, в которой я до сих пор, можно сказать, и нахожусь. В этой лаборатории как раз занимались проблемами квантовой механики. И мне там настолько понравилось, и такие люди там были хорошие и в человеческом, и в профессиональном смысле, что я там остался, прикипел и до сих пор этим занимаюсь.
— А что вы можете сказать о развитии этого направления в ЮУрГУ? Какие проекты реализуются сейчас?
— ЮУрГУ, к счастью, продолжает традиции Школы Бориса Яковлевича Зельдовича и его учеников, которые эту школу и составляют. Но там в основном были, и это важно помнить, ученые-теоретики. А в квантовой физике нужны еще и эксперименты. Сейчас мы экспериментально работаем над одним из основных эффектов квантовой оптики — эффектом антикорреляции фотонов. Эксперимент длится уже около девяти месяцев, и последние две недели, что называется, процесс пошел! Экспериментаторы из ЮУрГУ, я считаю, достойно все это время работали, они стали уже вполне самостоятельными исследователями. Это очень важно.
— Скажите, пожалуйста, много ли молодых специалистов приходит сейчас в эту сферу?
— Молодые ученые потихоньку приходят. Но кадровый вопрос по-прежнему стоит очень остро. Причем не только с точки зрения того, приходят молодые специалисты или нет. Очень важен уровень подготовки. В целом все квантовые технологии – это очень сложная тема. Чтобы подготовить квалифицированного специалиста в этой области, нужно минимум пять лет. И, конечно же, такой специалист должен знать общие разделы физики: квантовую механику, статфизику, термодинамику и прочее. И, например, сейчас в ЮУрГУ разрабатываются новые учебные программы, в которых это учитывается. Это важный процесс, который как раз способствует качественному развитию этого направления в ЮУрГУ. Да, быстрыми результаты не будут. Но процесс идет. Это главное.
Валерия Литвиненко
По замыслу исследователей, в будущем нетрадиционный способ доставки кислорода в организм, который они называют «энтеральной вентиляцией», может стать спасением для пациентов с дыхательной недостаточностью. Эксперимент подтвердил безопасность процедуры для людей, что приближает ученых к реализации идеи.
В новом эксперименте исследователи из Финляндии проследили, как два типа питания повлияли на энергетический обмен веществ у псов породы стаффордширский бультерьер. Некоторые из биомаркеров, по которым судили об эффекте, в отношении собак применили впервые.
Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) стало одним из ключевых факторов, определяющих глобальную технологическую и экономическую повестку. Для России, стремящейся занять достойное место в числе лидеров цифровой трансформации, ИИ представляет собой одновременно и огромную возможность, и серьезный вызов. Вопрос о том, является ли он двигателем прогресса или источником новых угроз, не имеет однозначного ответа, поскольку обе эти ипостаси тесно переплетены в современной реальности.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
 
        Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно 
      Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно 
      Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно 
	        Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

 
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
   
   
   
   
   
   
  