Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Проектирование радаров для спутников мониторинга окружающей среды станет проще
Исследователи Сколтеха Алессандро Голкар и Ксения Осипова, а также бывший студент Массачусетского технологического института (MIT), а ныне сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда НАСА Джузеппе Каталдо разработали модель, с помощью которой уже на этапе эскизного проектирования можно будет создавать и отбирать наиболее перспективные конфигурации спутниковых радиолокационных систем. Новая модель обеспечит оптимизацию параметров этих быстроразвивающихся радаров, тем самым сокращая сроки и затраты на их внедрение, что в свою очередь позволит повысить качество картографирования и эффективность мониторинга штормов, наводнений, оползней и других стихийных бедствий.
Результаты исследования, проводившегося в рамках сотрудничества между Сколтехом и MIT, опубликованы в журнале Acta Astronautica. Спутниковые изображения Земли используются для наблюдения за использованием сельскохозяйственных угодий, ледяным покровом океанов, изменениями прибрежных территорий и неблагоприятными погодными явлениями.
Наблюдения проводятся в различных диапазонах электромагнитного спектра, включая радиоволны. В отличие от оптических и инфракрасных систем, радиолокация эффективно работает при любой погоде, обеспечивая наблюдение заданного объекта независимо от освещения и наличия облачного покрова.
Однако, чтобы радар мог обеспечить такой же уровень разрешения, как аппаратура, работающая на более коротких волнах, сам он должен быть больше по размеру, что существенно осложняет размещение на спутнике. Один из способов решения этой проблемы — использование радаров с синтезированной апертурой (SAR), которые способны обеспечить высокое разрешение за счет искусственного увеличения апертуры, то есть «размера» антенны.
Если установить SAR на спутнике, он будет излучать импульс, находясь в одной точке орбиты, а принимать его, когда уже переместится в другую точку. Пройденное расстояние увеличивает виртуальный размер антенны так, что он значительно превышает ее физические габариты. В итоге при помощи сравнительно небольшой антенны получается качественное изображение.
Несмотря на возможность искусственного увеличения апертуры радара, SAR оставались достаточно громоздкими и энергозатратными и исторически ставились на большие и, следовательно, дорогостоящие спутники. Ситуация начала меняться, когда появились первые более компактные и легкие SAR, которые пока находятся на ранней стадии разработки, но стремительно развиваются и уже применяются для таких задач, как обнаружение и мониторинг разливов нефти.
С ростом количества малых спутников на орбите создатели SAR все чаще задаются вопросом, на каких аппаратах можно было бы размещать эти системы, учитывая последовательное уменьшение их габаритов. О растущей актуальности этого вопроса говорят и результаты недавних исследований, показавших, что, установив десятки SAR на микро- или наноспутниках, можно обеспечить значительные технические и экономические преимущества по сравнению с SAR на традиционных больших спутниках.
По мере расширения спектра возможных технических решений усложняется и задача выбора оптимального баланса между рабочими характеристиками радара и общими параметрами проекта по запуску спутника с SAR: наличием свободных орбит, типами радаров и спутников, их физическими габаритами и целым рядом других характеристик, таких как скорость передачи данных и энергопотребление. Сложность этой проблемы требует применения эффективного вычислительного подхода при проектировании будущих миссий наблюдения Земли с использованием SAR.
В рамках проведенного недавно в Сколтехе исследования была предложена математическая модель для создания оптимальных эскизных проектов SAR. Для оптимизации характеристик SAR в модели использован так называемый метод trade space exploration, название которого складывается из терминов trade-off («компромиссное решение») и playspace («игровое пространство»). Модель поможет разработчикам на стадиях предварительного проектирования оперативно оценить и сравнить множество вариантов с учетом альтернативных параметров и выбрать оптимальные решения для дальнейшей проработки.
Авторы статьи продемонстрировали возможности модели на примере радиолокационных систем, предназначенных для установки на малые спутники различных типов. В итоге из 1265 возможных вариантов было отобрано 44 оптимальных проектных решения для различных радиочастот. Ученые пришли к выводу, что для высокочастотных радаров (4–8 ГГц и 8–12 ГГц) малые спутники использовать можно, а для радаров диапазона 1–2 ГГц — нет.
В статье обсуждаются условия, при которых можно обеспечить использование низкочастотных радаров на малых спутниках, а также пределы реализуемости и технические ограничения как целевой аппаратуры, так и спутниковой платформы. Отмечается, что основным ограничением при построении пространства возможных вариантов SAR является частота повторения импульсов. Именно этот параметр — наиболее серьезный ограничивающий фактор (даже более значимым, чем энергопотребление, размер антенны или скорость передачи данных) при выборе ограниченного числа реализуемых конфигураций из обширного набора вариантов.
Отдельно ученые проанализировали радары для очень миниатюрной платформы — CubeSat 3U, отобрав из примерно 13 тысяч возможных вариантов 44 оптимальные конфигурации. В ходе исследования были рассмотрены эксплуатационные ограничения, которые необходимо учитывать при создании такого рода инновационных миниатюрных радарных систем.
В работе сделан вывод, что они реализуемы, если изолированно рассматривать сам инструмент, и предлагается в качестве следующего шага рассмотреть их дизайн комплексно, с учетом прочих параметров миссии, в частности характеристик спутника. Представленная в статье модель разработана применительно к радиолокационным системам, устанавливаемым на одном спутнике, однако в перспективе можно рассматривать возможность ее распространения и на спутниковые группировки, оснащенные SAR.
Когда у круглых червей наступают голодные времена или им становится тесно, они объединяют свои усилия, чтобы поменять среду обитания. Забираются друг на друга, образуя живые башни, которые устремляются вверх, где нематоды могут прицепиться к проходящему мимо животному и с его помощью добраться до более изобильных мест. Долгое время ученые лишь догадывались о существовании таких живых башен. Теперь команда исследователей из Германии впервые зафиксировала их в дикой природе.
Жизнь в пещерах суровая, мягко выражаясь. Рыбы, населяющие подземные воды и никогда не видевшие солнечного света, приспособились к такой среде по-своему. Кто-то решил отказаться от глаз, кто-то от чешуи. Некоторые даже горб для чего-то вырастили. Китайские биологи рассказали о необычной пещерной рыбе, которая «носит» нечто вроде спасательного круга. Зачем? Похоже, чтобы не тратить много энергии.
Илон Маск накинулся на Трампа за отказ от сокращения госрасходов, считая, что это ведет Америку к банкротству. А еще он заявил, что без него тот и к власти бы не пришел. В ответ Трамп предложил сократить госрасходы, лишив Маска всех контрактов. Между тем, именно контракты с ним — основа возвращения американцев на Луну в 2027-2028 годах. Что будет, если американский президент действительно решится на расторжение контрактов? И как это отразится на множественных полетах Starship к Марсу в 2020-х? Как ни странно, оба эти вопроса плотно затрагивают происходящее в нашей стране.
Когда у круглых червей наступают голодные времена или им становится тесно, они объединяют свои усилия, чтобы поменять среду обитания. Забираются друг на друга, образуя живые башни, которые устремляются вверх, где нематоды могут прицепиться к проходящему мимо животному и с его помощью добраться до более изобильных мест. Долгое время ученые лишь догадывались о существовании таких живых башен. Теперь команда исследователей из Германии впервые зафиксировала их в дикой природе.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Жизнь в пещерах суровая, мягко выражаясь. Рыбы, населяющие подземные воды и никогда не видевшие солнечного света, приспособились к такой среде по-своему. Кто-то решил отказаться от глаз, кто-то от чешуи. Некоторые даже горб для чего-то вырастили. Китайские биологи рассказали о необычной пещерной рыбе, которая «носит» нечто вроде спасательного круга. Зачем? Похоже, чтобы не тратить много энергии.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии