Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
19.12.2022
ДВФУ
3 623

Предложено новое технологическое решение для производства безопасной радиоизотопной продукции

4.6

Новый технологический способ изготовления безопасной радиоизотопной продукции в виде источника ионизирующего излучения (ИИИ) открытого типа предложили ученые Дальневосточного федерального университета. Из этой продукции можно будет создавать важные устройства для космических, медицинских, радиационных, ядерных, строительных, ресурсодобывающих и многих других технологий. Например, радионуклидные термоэлектрогенераторы и тепловые установки.

Заведующий лабораторией экстремальных материалов и изделий специального назначения  ДВФУ Олег Шичалин / ©Пресс-служба ДВФУ

Исследования поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов РНФ и Министерством науки и образования России. Результаты опубликованы в международном журнале Ceramics International.

Как сообщили в Институте наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ, ученые комбинированием инновационных технологий изготовили природоподобный керамический материал структуры перовскита для безопасной иммобилизации радиоизотопа стронция-90 и интегрировали полученную керамику в конструкцию металлического каркаса из прочного и радиационного устойчивого титанового сплава, выполняющего роль носителя активной керамической зоны.

«Производство радионуклидного источника открытого типа, когда активная зона с радионуклидом располагается на стальной подложке (носителе) и контактирует с атмосферой, целесообразно проводить с использованием перовскитовой керамики. Такие керамические матрицы обладают высокой относительной плотностью и механическими характеристиками, а также прочно удерживают радионуклид в своем объеме, предотвращая его бесконтрольный вынос в окружающую среду.

Однако формирование прочного соединения между керамикой и сталью с сохранением целостности изделия является чрезвычайно сложным технологическим процессом, что мы и обеспечиваем в наших исследованиях», — рассказал заведующий лабораторией экстремальных материалов и изделий специального назначения  ДВФУ Олег Шичалин.

Химики предложили оригинальный подход комбинирования передовых технологий в получении прототипа изделия ИИИ-открытого типа, основанного на применении технологии реакционного искрового плазменного спекания (Spark Plasma Sintering, SPS) перовскитовой керамики содержащей стронций, в виде активной зоны, армированной каркасом из титанового сплава, в виде конструкции-носителя, изготовленного аддитивным производством по технологии селективного лазерного плавления (Selective Laser Melting, SLM). Высокое качество эксплуатационных характеристик изделия подтверждали с применением комплекса физико-механических испытаний специалистами Департамента промышленной безопасности Политехнического института ДВФУ.

«Результаты исследования новые и нарабатываются на передовой инфраструктуре мирового уровня, которая имеется, постоянно усовершенствуется и создается в ДВФУ, в том числе, в рамках реализации Программы развития университета «Приоритет 2030». Это уникальные научные установки для создания, изучения структуры и свойств новых материалов, а также высокотехнологичное производственное оборудование для изготовления готовой продукции нового уровня качества и назначения.

Разработки представляют перспективу для создания производства отечественной радиоизотопной продукции в виде ИИИ-открытого типа, которая соответствует всем нормативным стандартам и не имеет конкурентных аналогов на мировом рынке», — отметил заместитель директора по развитию ИНТиПМ ДВФУ Евгений Папынов.

ИИИ относятся к классу радиационно-опасных изделий, подвергаются непрерывному высокому контролю качества при изготовлении, эксплуатации и последующем хранении. Контролирующие органы, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) серьезно ограничивают использование существующих изделий и наращивают требования по разработке новых альтернативных материалов и конструкции для ИИИ с целью минимизации любых рисков радиационного воздействия и загрязнения окружающей среды.

Для характеристики химического процесса синтеза природоподобного керамического материала и его анализа ученые ДВФУ активно использовали методы синхротронных исследований в Сибирском центре синхротронного и терагерцового излучения (г. Новосибирск), которые будут активно продолжены коллективом ученых ДВФУ на уникальной научно исследовательской установке (синхротроне) «Русский источник фотонов» (УНУ «РИФ»), который появится на острове Русском в 2026 году и будет основной в реализации программы «Приоритет 2030» по направлению «Физика и материаловедение».

Синхротрон «РИФ» на острове Русском станет драйвером научно-технологического и экономического роста Дальнего Востока и будет работать в пяти приоритетных направлениях: науки о жизни, физика и материаловедение, освоение Мирового океана, цифровое развитие и социогуманитарные исследования.

Установка даст импульс развитию системы высшего образования, позитивно скажется на качестве научных исследований и будет стимулировать рост производства в высокотехнологичных отраслях: космической промышленности, авиастроении, автотранспорте, фармацевтике, нефтегазовой промышленности, биомедицине и наноэлектронике.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — федеральный университет во Владивостоке, основанный в 2011 году в результате объединения четырёх вузов, ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ (все три — Владивосток) и УГПИ (Уссурийск). Ведёт свою историю от Восточного института — первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.