• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
04.10.2023
ПНИПУ
3
1 508

Пермские ученые рассказали, смогут ли дирижабли вернуться в небо

4.8

4 октября 86 лет назад советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» установил мировой рекорд по протяженности полета. В XX веке дирижабли были популярны и применялись во многих сферах, но со временем они канули в Лету. Почему они исчезли и есть ли будущее у этого вида транспорта? Рассказали ученые Пермского Политеха.

Пермские ученые рассказали, смогут ли дирижабли вернуться в небо
Пермские ученые рассказали, смогут ли дирижабли вернуться в небо / © Getty images / Автор: Иван Беляев

Дирижабль, как известно, — это воздушное судно, которое состоит из длинной, жесткой оболочки, наполненной обычно гелием. Оно имеет двигательную установку и может перевозить пассажиров или грузы.

С точки зрения физики, дирижабль – это аэростат, который поднимается в воздух за счет подъемной силы, создаваемой газом, содержащимся в его оболочке. О том, каким законам физики подчиняется дирижабль и какой газ лучше использовать рассказывает Олег Зверев, доцент кафедры «Общая физика» ПНИПУ.

От физики до конструкции

«В воздухе дирижабль подчиняется закону Архимеда, который гласит: на всякое тело, погруженное в жидкость (или газ) действует выталкивающая сила равная весу вытесненной жидкости (или газа). Но кроме силы Архимеда действует еще и сила притяжения к Земле. Если сила Архимеда больше силы тяжести, то тело начнет всплывать. Для воздухоплавания нужен газ, плотность которого меньше плотности окружающего воздуха. Таким газом может быть тот же воздух, температура которого выше (плотность ниже), чем у окружающего воздуха. Но гораздо эффективнее использовать газ, плотность которого значительно меньше, чем у воздуха при тех же условиях. Плотность водорода меньше плотности воздуха в 14 раз. Но главный недостаток водорода – он горит, воспламеняясь от любой искры. Поэтому безопаснее использовать гелий, который только в семь раз легче воздуха, но зато инертный (не горит)», — поясняет Олег Зверев.

Управлять дирижаблем довольно легко, об этом рассказывает Олег Зверев, эксперт Пермского Политеха.

«Если сила Архимеда равна силе тяжести, то дирижабль перестанет подниматься. Хотите подняться выше – увеличьте объем гелия, а значит вытесненного воздуха. Хотите опуститься – уменьшите объем гелия. Для движения по горизонтали в дирижаблях используются обычные винты, как на винтомоторных самолетах. Преимущество перед вертолетами в том, что энергия моторов не тратится на удержание дирижабля в воздухе, только на движение по горизонтали», — рассказывает эксперт в области физики.

Из чего состоит конструкция дирижабля и какие составляющие у нее есть рассказывает доцент кафедры «Авиационные двигатели» Пермского Политеха Андрей Плотников.

«Корпус представляет собой тело удобно обтекаемой формы, оснащенное стабилизаторами, а также вертикальными и горизонтальными рулями. Они входят в состав системы управления ориентацией, позволяющей передвигаться в любую сторону независимо от направления воздушных потоков. Кроме того, на дирижаблях устанавливаются поршневые и гибридно-электрические двигатели, приводящие во вращение воздушные винты и создающие тягу», — делится Андрей Плотников.

Дирижабль, аэростат и стратостат – в чем разница?

Аэростат (воздушный шар) в отличие от дирижабля не имеет двигателей с винтами и движется туда, куда его несет ветер. Для изменения направления движения нужно менять воздушный поток, поднимаясь или опускаясь. При подготовке воздушного шара к полету, его надувают холодным воздухом с помощью специального вентилятора. В полете воздух подогревается с помощью специальной газовой горелки.

Стратостат – это свободный аэростат, предназначенный для полетов в стратосферу, расположенную над тропосферой (нижним слоем атмосферы). Стратостаты используются для научных исследований, таких как изучение состава атмосферы, наблюдение за космическими лучами и проведение экспериментов в условиях разреженного воздуха. Около земли оболочка имеет сильно вытянутую грушевидную форму, по мере подъема гелий расширяется, и она превращается в шар.

© Getty images

Дирижабль состоит из трех основных частей: оболочки, наполненной газом, кабины для экипажа и пассажиров, а также системы управления. Оболочка дирижабля может быть изготовлена из различных материалов, включая сталь, алюминий, композитные материалы или даже ткань, покрытую лаком. Кабина обычно располагается под оболочкой и содержит кабину для экипажа, двигатели, балластные и топливные баки. Система управления включает в себя органы управления движением дирижабля, такие как рули направления и высоты.

Причины исчезновения дирижаблей с неба

Во-первых, конкуренция с самолетами: дирижабли имели ряд недостатков по сравнению с самолетами, например, высокую стоимость, низкую скорость и большую уязвимость к повреждениям.

Кроме того, изменились требования к перевозке грузов: с развитием технологий и увеличением объема перевозок, дирижабли стали менее востребованы, так как они не могли конкурировать с более быстрыми самолетами.

На исчезновение дирижаблей повлияли и экономические факторы: в условиях жесткой конкуренции на рынке грузовых перевозок и с учетом высоких затрат на разработку и эксплуатацию дирижаблей, многие компании предпочли инвестировать в более дешевые и эффективные транспортные средства.

Крушения и аварии стали одной из самых главных причин того, почему дирижабли перестали использовать. Несколько происшествий нанесли серьезный ущерб репутации этого вида воздушного транспорта. Например, крупнейшей катастрофой в истории существования считается крушение дирижабля «Гинденбург», который сгорел дотла за 34 секунды. Причиной несчастного случая стала утечка водорода и его возгорание.

Снова в небо. Будущее дирижаблей

Некоторые компании уже ведут разработки современных дирижаблей, которые могут применяться в различных сферах.

«В XX веке скорость движения дирижабля достигала примерно 40 км/ч, сейчас же порядка 150-200 км/ч. Этот факт позволит применять дирижабли в различных отраслях. Появление дирижаблей в XXI веке может сделать доступными транспортные услуги и расширить рынок пассажирских перевозок. Также крайне важным предложением в области применения современных дирижаблей является доставка полезных грузов в удаленные районы без развитой инфраструктуры – нефтяные и газовые месторождения. Дирижабли могут поднять 70-150 тонн груза, а в будущем и до 200 тонн, это обеспечивает высокую грузоподъемность и наименьшее количество перевозок», — говорит Андрей Плотников.

© Getty images

Разработки новых дирижаблей имеют ряд преимуществ перед другим воздушным транспортом, например, самолетом или вертолетом.

Современные дирижабли могут перевозить большие грузы на огромное расстояние с меньшими затратами, чем самолеты. Также они могут летать высоко, что делает их безопасными. Оболочка дирижаблей обтекаемая. Это позволяет лететь на таких высотах, где воздух более разреженный и менее турбулентный. Также снижается риск столкновений с птицами, деревьями и другими препятствиями.

Кроме того, дирижабли можно использовать для наблюдения за окружающей средой, поскольку они могут оставаться в воздухе в течение длительного времени (порядка пяти суток). Еще дирижабли будущего с командой ученых на борту могут применяться для научных целей, например, построения карт местности или изучения климатических изменений и погодных явлений, наблюдения за нефтепроводами, мониторинга лесных пожаров и изучения Арктики.   

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:22
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

Позавчера, 15:47
Александр Березин

Разные группы ученых предсказывали существование реликтовых гравитационных волн еще десятки лет назад. Однако, когда такое открытие в 2020-х годах действительно сделали, оказалось, что обнаруженные гравиволны несовместимы практически со всеми конкретными предсказаниями, кроме одного.

11 часов назад
Андрей

Палеонтологи обнаружили нового рогатого динозавра на границе Канады и США — животное прозвали локицератопсом в честь бога Локи из скандинавских мифов. Однако факт, что это самостоятельный вид, будет оспариваться, потому что у локицератопса было исключительно много соседей. И судя по всему, в Северной Америке открыли еще далеко не всех динозавров.

Позавчера, 15:22
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

20 июня
МПСУ

Эмоциональное выгорание ИТ-специалиста напрямую связано с его личностными характеристиками. С профессиональными перегрузками и стажем связи нет. К такому выводу пришли ученые МПСУ, которые исследовали ИТ-специалистов двух компаний. Жизнестойкость, то есть способность человека выдерживать стрессовые ситуации без снижения успешности деятельности, в совокупности с внутренней положительной мотивацией формируют иммунитет к эмоциональному выгоранию специалиста в ИТ-сфере. Блокаторами стали интерес к работе и профессиональная удовлетворенность.

Позавчера, 15:47
Александр Березин

Разные группы ученых предсказывали существование реликтовых гравитационных волн еще десятки лет назад. Однако, когда такое открытие в 2020-х годах действительно сделали, оказалось, что обнаруженные гравиволны несовместимы практически со всеми конкретными предсказаниями, кроме одного.

Позавчера, 15:22
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария
-
0
+
Сколько себя помню - периодически появляются статьи о том, что дирижабли вот-вот вернутся. А они, заразы не возвращаются и не вохвращаются. Вроде бы на западе периодически строят развлекательные и рекламные дирижабли, но совсем маленькие.
John Smith
04.10.2023
-
0
+
Похоже пермский политех истощается в своих публикациях. Новые дипломные будут ближе к маю))
Affidavit Donda
04.10.2023
-
-2
+
//Дирижабль, как известно, — это воздушное судно, которое состоит из длинной, //жесткой оболочки, наполненной обычно гелием. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Как известно всем остальным, кроме автора этой заметки, конечно, бывают дирижабли с мягкой и даже c полужёсткой оболочкой. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ //крупнейшей катастрофой в истории существования считается крушение //дирижабля «Гинденбург», который сгорел дотла за 34 секунды. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ "Акрон", "Мэйкон" и некоторые другие, немного менее крупные дирижабли потерпели крушение из-за погодных условий. Причём именно погодные условия(шквалистый ветер, перемены атмосферного давления, осадки с сопутствующим обледенением или молниями) для дирижаблей опасны даже более, чем самовоспламенение. Горят только водородные дирижабли, гелий же по своей природе негорюч. В продолжение же списка отрицательных достоинств дирижаблей стоит упомянуть их крайне низкую манёвренность, сложность посадки, низкую скорость передвижения и столь же огорчительную удельную грузоподъёмность. p.s. Чем там занят наш отважный боец невиданного фронта? :-)))) Я опубликовал комментарий, пора его стирать. :-))))
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно