• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.04.2023
НИУ ВШЭ
291

Особый статус вуза принес его выпускникам значительную прибавку к зарплате

4.5

Высшее образование в России — «товар массового спроса», при этом вузы и их программы сильно различаются по уровню качества. Это создает риски неравенства как в образовании, так и на рынке труда и влияет на отдачу от высшего образования, выраженную в заработной плате выпускников. Согласно исследованию доцента факультета экономических наук ВШЭ Ильи Прахова, выпускники ведущих университетов оказываются в более выгодном положении: те, кто закончил НИУ, зарабатывают в среднем на 22 процента больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5-100, увеличивает заработную плату почти на 17 процентов.

Особый статус вуза принес его выпускникам значительную прибавку к зарплате
Особый статус вуза принес его выпускникам значительную прибавку к зарплате / ©Getty images / Автор: Messiena Lucretius

Статья опубликована в International Journal of Educational Development. За последние десятилетия российский рынок высшего образования претерпел ряд серьезных изменений, что не могло не сказаться на качестве образовательных программ. При этом вопрос о ранжировании вузов по качеству до сих пор остается дискуссионным. В предыдущих работах как индикаторы качества образования использовались позиция в Рейтинге качества приема (РКП), основанном на средних баллах ЕГЭ среди студентов, принятых на бюджетные места, и статус университета.

Доцент факультета экономических наук ВШЭ Илья Прахов расширил количество характеристик, которые могут быть использованы как индикаторы качества высшего образования. Среди них — статус университета как федерального или национального исследовательского, участие в Проекте 5–100, членство в Ассоциации ведущих университетов. Эти статусы подразумевают дополнительное финансирование для развития образовательных и исследовательских проектов, привлечение ведущих ученых и стимулирующие контракты для преподавателей, стремление к конкурентоспособности на отечественном и международном рынке. Кроме того, в работе были использованы данные лонгитюдного исследования российской молодежи «Траектории в образовании и карьере». Панельный характер данных позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодых людей, начиная со средней школы. Для изучения были отобраны анкеты выпускников университетов, которые вышли на рынок труда и имели оплачиваемую работу.

Почти все регрессионные модели подтвердили наличие статистической связи между этими показателями и заработной платой выпускников. Исследование показало, что уровень селективности вузов, измеряемый на основе РКП, положительно связан с заработной платой выпускников. В частности, увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места, соответствует двухпроцентному бонусу к зарплате. Этот эффект оказался выше, чем тот, который был обнаружен в предыдущих исследованиях.

Интересно, что обучение в федеральном университете не дало никаких преимуществ в зарплате на рынке труда, а, наоборот, привело к ее снижению: выпускники таких вузов получают в среднем на 15 процентов меньше. Это можно объяснить тем, что, как правило, ФУ появлялись в результате объединения нескольких вузов, особый статус присваивался не на основе конкурса или показателей эффективности и, следовательно, не отражает качество образования. Другие особые статусы вузов приносят их выпускникам значительную прибавку к зарплате.

Так, выпускники НИУ зарабатывают в среднем на 22 процента больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5–100, увеличило зарплату почти на 17 процентов. «Вузы, получившие особый статус на конкурсной основе, могут инвестировать полученные средства в развитие исследовательской и преподавательской деятельности, привлекать талантливых ученых, что благоприятно отражается на качестве образования, — отмечает Илья Прахов. — Можно предположить, что выпускники вузов — участников проекта “Приоритет-2030” также могут рассчитывать на прибавку к заработной плате по сравнению с выпускниками вузов без исследовательского статуса».

Следует отметить, что зарплаты выпускников различаются в зависимости от пола: гендерный разрыв в оплате труда составляет 33–37 процентов в пользу мужчин. Если в числе независимых переменных учитывать специализацию, гендерный разрыв уменьшается, но все еще остается на довольно высоком уровне (26–33 процентов). Опыт работы во время обучения в университете не приносит дополнительных преимуществ в контексте заработной платы. Это может быть связано с тем, что около 79 процентов выпускников вузов из выборки имеют такой опыт, и вариация этого показателя очень низкая.

При изучении влияния специальности на заработную плату было установлено, что выпускники инженерных и военных специальностей получают в среднем больше, а выпускники медицинских специальностей оказались с самой низкой заработной платой. Это можно объяснить тем, что процесс подготовки врачей более длительный и на этапе исследования такие выпускники могут быть трудоустроены на ограниченный круг рабочих мест.

Кроме того, в исследовании изучалось влияние характеристик семьи и школы на заработную плату. Выяснилось, что доход родителей положительно связан с зарплатой выпускников. Исследование также выявило, какое влияние на заработную плату оказывают индивидуальные результаты ЕГЭ и обучение в школе с углубленным изучением предметов. Например, выпускники спецшкол после окончания вуза зарабатывают в среднем на 10 процентов больше, чем выпускники обычных общеобразовательных школ. Таким образом, неравенство в зарплатах может формироваться еще до поступления в вуз.

«Качество вуза — это не единственный предсказатель успеха на рынке труда. Помимо него, положительный вклад в заработную плату дает личная мотивация студента, окружение, школьный бэкграунд и так далее. Именно поэтому экономисты называют образование “доверительным благом”: порой достаточно сложно определить, что именно определило успех конкретного выпускника. Следовательно, для успеха на рынке труда все эти факторы должны работать в совокупности, — подчеркивает Илья Прахов. — Но чтобы получить максимальный эффект от высшего образования, в первую очередь нужно выбирать вуз, максимально отвечающий собственным способностям и интересам».

Крупномасштабные инициативы в области высшего образования (создание национальных исследовательских университетов, развитие Проекта 5–100) дали положительный эффект: возросла конкуренция между вузами за студентов, преподавателей, дополнительное финансирование, вузы стали более активно развивать собственные исследования. В результате возросло качество студентов и качество преподавания, что повлияло и на заработные платы выпускников. Следовательно, делает вывод ученый, подобные программы поддержки российских вузов необходимы, поскольку качественное высшее образование приносит пользу не только конкретному выпускнику, но и обществу в целом. «Необходимо создавать точечные программы для вузов, по ряду причин, не получивших особый статус, для того, чтобы мотивировать сотрудников к качественному преподаванию, и для того, чтобы эти вузы также могли привлекать талантливых студентов. Такие программы позволят сгладить вариацию качества высшего образования», — уверен Илья Прахов. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 10:00
ПНИПУ

Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.

Позавчера, 15:20
Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно