Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.07.2024
МГПУ
576

В МГПУ по-новому взглянули на роль игры в развитии мышления дошкольников

4.4

Способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций в игре связана с развитием творческого мышления у дошкольников, показало исследование ученых МГПУ. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на роль игры в когнитивном развитии детей и ее роль в образовательном процессе.

В МГПУ по-новому взглянули на роль игры в развитии мышления дошкольников / © Erika Fletcher, unsplash.com

Психологи наблюдали за свободной игрой дошкольников. В исследовании приняли участие 57 детей 6-7 лет из дошкольных групп двух московских школ с разным уровнем качества образовательной среды. Исследование было организовано таким образом, что дети могли разворачивать игру в одинаковых условиях — в помещении, где было много разнообразных материалов и где дети могли выстраивать игру по своему желанию в течение часа.

В каждой игровой сессии принимало участие не более 6-7 детей. Ученые наблюдали, насколько часто дети предлагают идеи, позволяющие продолжить или разнообразить ход игры, и как они справляются с трудностями, которые сами же создают по ходу развития игровых событий. У тех же детей была проведена индивидуальная диагностика: оценивали развитие диалектического мышления — способности оперировать противоречиями и находить оригинальные решения проблемных ситуаций, а также способность сочинять сказочные истории.

Наблюдая игру, исследователи МГПУ выделили два типа инициативных действий, которые совершают дети: те, что поддерживают исходный сюжет (дети предлагают повторить те действия, которые уже были в игре и доставили им удовольствие), и те, которые меняют ход игры (когда появляются новые сюжетные повороты).

Приведем примеры инициативных действий, меняющих игру. Так, в одном из кейсов («Русалки») корабль, на котором плыли дети, наткнулся на айсберг, что грозило драматическим финалом. Но одна из девочек неожиданно воскликнула: «Мы утонули, но вдруг оказалось, что мы не умираем, потому что мы русалки и можем жить под водой!». Это превращение позволило не просто продолжить, но развернуть игру в новом направлении — в течение следующих 40 минут все увлеченно создавали костюмы русалок и обживали подводный мир.

В другом кейсе («Монстр») трое детей сражались на картонных мечах, но двое всегда оказывались в коалиции против третьего, что приводило к обидам. Тогда один из мальчиков воскликнул: «Я придумал! Давайте сражаться с монстром!» — и показал на воображаемого персонажа. Это позволило объединиться против общего «врага» и избежать конфликта. За инициативой ребенка стояло решение сложной коммуникативной задачи.

«Мы увидели, что решение игровых задач, требующих изменения привычного хода событий, связано с показателями творческого мышления, которое дети демонстрируют в самостоятельно придуманных историях, — рассказывает ведущий автор работы, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Ольга Шиян. — Ребенок, способный в игре предложить новый поворот сюжета, преодолеть возникающие между участниками противоречия — тот самый ребенок, который и в своих рассказах проявляет оригинальность, гибкость идей, умение соединять противоположности. Получается, что игра — важный полигон для развития творческого мышления, где можно безопасно экспериментировать с новыми замыслами и способами их воплощения».

Именно второй тип инициативности, требующий большей креативности, оказался связан с высокими показателями диалектического мышления в историях, которые сочиняли дети. Качественный анализ видеозаписей игры позволил реконструировать те проблемные ситуации, которые дети самостоятельно ставили и решали.

Такой анализ игровых кейсов оказался более чувствительным к проявлениям творческого мышления, чем традиционный подход диагностики творческого мышления, когда детям предлагаются готовые задачи. Ведь ключевая характеристика креативности — надситуативность, способность самостоятельно видеть и ставить проблемы — именно это можно обнаружить в игре.

Отметим, что значимых взаимосвязей между игровой инициативностью и успешностью решения творческих задач вне игры, в диагностической ситуации, где взрослый задает вопросы, а ребенок ищет ответы, обнаружено не было. Это заставляет также задуматься о том, какое важное значение для проявление творческого мышления имеет контекст ситуации, не только содержание заданий, но и их смысл.

Другой важный вывод этого исследования — уровень развития игры и проявлений детской инициативы выше в дошкольных группах, где много времени отводится на свободную деятельность, а предметная среда насыщена и доступна детям. При этом пространство детской игры сегодня стремительно сокращается, вытесняется занятиями и развлечениями, организованными взрослыми — об этом говорят многочисленные исследования, проведенные в российских детских садах.

«Полученные результаты заставляют задуматься о том, как обеспечить в образовательном процессе поддержку игры. Игра важна для формирования столь востребованных сегодня компетенций — инициативности, творческого мышления, умения действовать совместно — подчеркивает Ольга Шиян. — Важно обеспечить каждому ребенку возможности для развития творческого потенциала».

Сейчас в МГПУ продолжают изучать феномен игры и ее развивающие эффекты. Недавно был опубликован новый инструмент оценки среды — шкалы оценки условий для игры. Проводятся программы повышения квалификации, направленные на повышение игровых компетенций педагогов. Это позволит выявлять и распространять лучшие практики поддержки детской инициативы и творчества.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование». Полный текст статьи доступен на портале психологических изданий PsyJournals.ru. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Позавчера, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

5 часов назад
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно