Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Дуров, верни стену»: в НИУ ВШЭ изучили предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой
Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Надежда Глебко и Елена Горбунова изучили особенности «синдрома утенка» — предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. Ученые сравнили его с другими когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологические исследования: электронный научный журнал». Взаимодействие с мобильными и компьютерными интерфейсами занимает минимум 4–5 часов пользовательского времени в день. При этом любой интерфейс регулярно обновляется и подвергается различным изменениям дизайна — как для введения новых функций, так и с целью улучшения удобства пользователей. От того, как проходит адаптация пользователя к изменениям, зависит характер его дальнейшего взаимодействия с интерфейсом.
Исследователи отмечают, что взаимодействие с цифровой средой влияет на работу нашей психики и приводит к появлению новых психологических механизмов. Один из них — это «синдром утенка», предпочтение первой версии интерфейса всем последующим. После очередного обновления пользователи хотят, чтобы интерфейс не менялся, особенно если приложением или сайтом они пользуются регулярно. Среди ярких примеров проявления синдрома — активные призывы пользователей «вернуть стену» в социальной сети «ВКонтакте».
Термин был заимствован из биологии, где под ним понимается импринтинг, или запечатление животного на первый увиденный в жизни объект как на свою мать. Австрийский ученый Конрад Лоренц исследовал этот феномен и «запечатлевал» гусят на себя вместо их биологической матери. Из-за ошибки в переводе с немецкого на русский этот феномен стал известен не как «синдром гусенка», а как «синдром утенка».
Исследователи из Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ рассматривают «синдром утенка» как особый феномен человеческой психики, возникший в результате взаимодействия с цифровой средой. В своей работе они сравнили его с уже известными когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво.
Среди когнитивных искажений «синдром утенка» похож на эффект знакомства с объектом, когда человек предпочитает знакомый объект незнакомому. Однако «синдром утенка» акцентирует внимание именно на процессе взаимодействия с интерфейсом, а не на самом интерфейсе. Пользователь оценивает прежде всего удобство выполнения задач с помощью этого приложения или сайта. Если бы пользователь не взаимодействовал с приложением или сайтом, то не реагировал бы на изменения так активно.
«Синдром утенка» также напоминает эффект владения, когда человек больше ценит те объекты, которые уже имеет, а не те, которые может приобрести. Однако эффектом владения объяснить предпочтение старого интерфейса новому сложно, ведь интерфейс — это не вещь и владеть им нельзя. «Синдром утенка» связан прежде всего с важностью первого взаимодействия с интерфейсом, а не обладания им.
Еще один пример когнитивного искажения — отклонение в сторону статус-кво, когда человек хочет, чтобы объекты не менялись. Это искажение более других эффектов напоминает «синдром утенка», однако вновь не охватывает все стороны описываемого явления, прежде всего специфику цифровой среды.
Исследователи отмечают, что ключевое отличие «синдрома утенка» от уже известных когнитивных искажений — акцентирование внимания на процессе взаимодействия пользователя с интерфейсом. Этот синдром не сводится только к психологическим особенностям пользователя или характеристикам интерфейса.
«Результаты нашей работы могут помочь в разработке наиболее безболезненной интеграции обновлений в цифровые продукты. Например, не стоит менять весь интерфейс сразу (цвет, кнопки, шрифты), лучше делать это шаг за шагом. Тогда пользователь сможет привыкать к ним постепенно и не уйдет от сервиса», — комментирует автор статьи Надежда Глебко, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 году.
Исследователи Центра декарбонизации АПК и региональной экономики Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова совершили фундаментальное открытие, меняющее десятилетия устоявшихся представлений о жизнедеятельности растений. Ученые доказали, что корневая система растений способна напрямую поглощать диоксид углерода (CO₂) из почвы. Это вносит кардинальные изменения в понимание глобального углеродного цикла.
Термояд начнет вырабатывать электричество через 20 лет — так говорили с 1950-х, но этого все так и не происходит. Почему? В чем принципиальные сложности на этом пути? Чего добивается «Росатом» в проекте ИТЭР и почему параллельно уже начал работу по российскому термоядерному реактору ТРТ? Руководитель проектного офиса по управляемому термоядерному синтезу «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом» Андрей Аникеев ответил на наши вопросы.
Кофе — любимый напиток многих людей, но врачи традиционно советуют пациентам с мерцательной аритмией, или фибрилляцией предсердий, избегать кофеина, чтобы не спровоцировать симптомы этого распространенного нарушения сердечного ритма, способного привести к инсульту и преждевременной смерти. Однако результаты клинических испытаний, которые провела международная группа кардиологов, поставили эту рекомендацию под сомнение.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
Недавно интернет взорвался заголовками: «Симуляция Вселенной невозможна», «Новое исследование полностью опровергает теорию симуляции». Поводом стала статья, авторы которой вознамерились доказать, что мы не живем внутри компьютера. Naked Science объясняет, что не так с этой новостью и можно ли на самом деле доказать, что «матрицы не существует».
Испанские исследователи проанализировали популярные в соцсетях фото и видео с дикими животными, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта. Специалисты пришли к выводу, что такого рода реалистичные, но фейковые материалы способны навредить как людям, так и животному миру, поскольку они вводят в заблуждение и подрывают усилия по сохранению дикой природы.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
