• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.06.2022
НИУ ВШЭ
3 298

Аспирантам оказалась важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

4.5

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ.

Аспирантам оказалась важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения / ©Getty images / Автор: Milonia Larcius

Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly. Обучение в аспирантуре — время, когда молодые ученые начинают активно строить свой научный путь. Исследования показывают, что поддержка руководителей, коллег-ученых, семьи имеет важное значение в работе аспирантов над диссертациями. Решающую роль в интеграции их в научное сообщество играет подразделение, в котором они работают. Эта институциональная поддержка важна не только с точки зрения получаемых знаний. Традиции, чувство принадлежности и общности, которые формируют и развивают кафедры, лаборатории, департаменты или школы, в равной степени важны для аспирантов.

Традиционно система аспирантуры в СССР, а затем и в России основывалась на модели наставничества. Подготовка будущих ученых в основном ограничивалась общением между аспирантами и их научными руководителями. Первые учились немного, и их учеба была направлена в первую очередь на развитие академических навыков и компетенций. В 2013 году, когда был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в системе аспирантуры произошли существенные изменения. Она получила статус третьей ступени высшего образования и новую цель — создать условия для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.

Исходно переход к такому статусу означал значительное повышение образовательной нагрузки аспирантов. Нормативные изменения 2021 года частично ослабляют эти требования: теперь организации вправе сами распределять образовательный и научный компоненты. Так или иначе, текущая модель аспирантуры предполагает и больший контроль за прогрессом молодого специалиста со стороны сотрудников подразделений, и, как следствие, большую включенность аспирантов в научные коллективы.

Однако на практике индивидуальная работа с научным руководителем осталась главным элементом подготовки аспирантов. Чтобы понять, как подразделения поддерживают молодых ученых и зависит ли от этого их уверенность в том, что они успешно защитят диссертацию, исследователи Центра социологии высшего образования Высшей школы экономики опросили 992 аспиранта из шести российских университетов, что составляет примерно 40 процентов аспирантов этих вузов.

Результаты показали, что академическая поддержка от коллег в подразделениях не стала массовой практикой. 8–38 процентов респондентов получали поддержку от коллег и только 4–23 процента — от руководителей подразделений. Более опытные коллеги чаще всего комментировали текст диссертации или будущих публикаций аспирантов. Большинство из них по-прежнему работали только со своими руководителями.

Исследователям удалось выявить шесть типов поддержки аспиранта со стороны департамента. Их отличает друг от друга то, кто именно вовлечен в работу с аспирантом (научный руководитель, руководитель подразделения или другие сотрудники) и какие функции выполняют старшие коллеги (экспертные или организационные). Хотя для большей части (58 процентов) аспирантов все еще характерно получать поддержку только от научного руководителя, среди выделенных типов есть также и полное отсутствие поддержки (11 процентов), и максимальная включенность всех сотрудников, в том числе руководителя подразделения (пять процентов).

Как показал дальнейший анализ, отсутствие поддержки снижает уверенность аспиранта в том, что он защитит диссертацию. При этом чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами оказывается менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.

Как правило, студенты рассчитывают на поддержку руководителей не только в работе над исследованием. Спектр трудностей, с которыми сталкиваются аспиранты, широк. Среди них — пробелы в исследовательских навыках, организационные и психологические трудности, сложности в планировании карьеры. Все эти вопросы научный руководитель не может решить в одиночку. Выходом из ситуации может стать поддержка коллег по подразделению.

«Наше исследование восполняет несколько важных пробелов, — отмечает директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Большинство предыдущих работ в этом направлении были сосредоточены на изучении академической поддержки аспирантов со стороны научных руководителей, а не более широких исследовательских сообществ, в частности со стороны его подразделения.

Полученные результаты показывают, что важно рассматривать академическую поддержку аспирантов как более сложное, комплексное явление. В ней может по-разному сочетаться работа разных людей и типы их поддержки. Такой подход ставит новые вопросы об оптимальном балансе между поддержкой, контролем и автономией на пути аспиранта и закладывает основу для новых исследований в этой области». 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

Позавчера, 20:37
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

18 ноября
Юлия Трепалина

Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно