09.06.2017
Редакция Naked Science

Химики синтезировали «дегустаторов» виски

Химики из Гейдельбергского и Гронингенского университетов разработали гибридные датчики для оценки виски.

Первое письменное упоминание виски датируется 1405 годом, а характерный для него метод дистилляции (испарение с последующей конденсацией) восходит по меньшей мере к XIII веку. В качестве сырья служат зерна злаковых, например ячменя или пшеницы. После ферментации они превращаются в солод, который перемалывают и помещают в перегонной аппарат (обычно с медными стенками, поскольку медь удаляет из вещества производные серы) вместе с дрожжами и водой. Образовавшееся солодовое молоко ускоряет осахаривание полученного крахмала до мальтозы, которая сбраживается в спирт. Затем последний разбавляют водой и переливают в деревянные бочки, где происходит состаривание.

В зависимости от состава сырья различают солодовый, зерновой и купажированный виски. При этом ароматические свойства и качество напитка зависят от многих факторов (в том числе материала бочки) и могут значительно варьироваться. Чтобы упростить его оценку, используются методы спектрометрии. Альтернативой им выступают синтетические датчики (synthetic receptors). Так, в 2001 году американские химики, с помощью колориметрии, описали технологию определения возраста скотча по содержанию ароматических соединений. Схожий способ с применением флуоресцентных красителей был задействован в рамках изучения белых вин и соков. Авторы новой работы адаптировали его к виски.

Принцип работы синтетических рецепторов / ©Jinsong Han et al., Chem, 2017

Исследователи разработали два типа датчиков. Первый был построен на молекуле полиариленэтинилена с 22 флуоресцентными красителями. Физические свойства этого соединения позволяют присоединять к нему различные метки, аминокислоты и заряженные молекулы, модулирующие свойства рецептора. При изготовлении второго сенсора ученые использовали модификации зеленого флуоресцентного белка (GFP), который широко распространен в биологических экспериментах. Затем датчики испытали на 33 наименованиях виски, включая купажированные и односолодовые из Шотландии, Ирландии и США в возрасте 4–21 года. Полученные данные обрабатывали путем линейного дискриминантного анализа.

Результаты показали, что гибридные сенсоры позволили с высокой точностью определить сорт (купажированный или односолодовый), страну производства, а также возраст напитков. В частности, в рамках «слепых» тестов датчики неверно классифицировали только четыре образца из 120. По словам исследователей, помимо точности предложенный способ, по сравнению с методами спектрометрии, значительно упрощает оценку виски. Так, анализ не требует подготовки образцов (вещество просто помещается в раствор) и примерно в 100 раз сокращает объем жидкости, необходимый для распознавания (несколько капель). Кроме того, технология, по-видимому, может применяться к любым растворимым веществам.

Статья опубликована в журнале Chem.

Ранее ученые создали стакан для употребления виски в невесомости и выяснили, как пребывание на борту Международной космической станции (МКС) влияет на ароматические свойства напитка.