20.10.2020
4 744

Вспышки чумы в Европе становились более интенсивными от века к веку

4.5

Ученые из Канады проанализировали тысячи документов о вспышках чумы в Англии в Средние века и позже и пришли к выводу, что со временем заболевание распространялось быстрее. Знание об этих процессах, по мнению исследователей, может помочь понять распространение инфекций и в наши в дни, в том числе коронавируса SARS-CoV-2.

Вспышки чумы в Европе становились более интенсивными от века к веку / ©diletant.media

Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences. Пандемии чумы известны человечеству по крайней мере с VI века, а в XIV-м, по различным оценкам, они уничтожили около трети населения Европы. Однако данных о том, как именно передавалось заболевание, немного.

Ученые из Университета Макмастера (Канада) проанализировали период между эпидемией черной смерти 1348 года и более поздними вспышками болезни, кульминацией которых стала Великая чума 1665 года. Специалисты оценили документы об уровне смертности, а также исторические, демографические и эпидемиологические данные из нескольких источников: завещаний населения, приходских реестров и отчетов о смертности в Лондоне.

В результате ученые пришли к выводу, что эпидемии в XVI-XVII веках в Англии были, по всей видимости, более интенсивными по росту заболеваемости, чем вспышки чумы в XIV столетии. Такое ускорение к XVII веку, по подсчетам исследователей, было в четыре раза значительнее, чем 300 лет до того. Если в XIV веке число инфицированных удваивалось примерно каждые 43 дня, то в XVII столетии их становилось в два раза больше каждые 11 дней.

С чем это связано — загадка, ведь возбудителем инфекции, как выяснили другие недавние исследования, была одна и та же чумная палочка — Yersinia pestis (ее штамм эволюционировал крайне незначительно). Ученые предполагают, что ускорение темпов роста заболеваемости можно ассоциировать со способами передачи возбудителя. Существует гипотеза, согласно которой пандемии чумы XIV века связаны с бубонной формой, передаваемой блохами и крысами, а вспышки XVI-XVII столетий — преимущественно с легочной передачей от человека к человеку.

Однако, учитывая нарастающие темпы заболеваемости, канадские ученые полагают, что и ранние, и поздние пандемии связаны с бубонной формой чумы и передачей ее при помощи блох и крыс. На ускорение передачи, по их мнению, повлияли более высокая плотность населения и изменения климата в сторону более низких температур. Анализ распространения эпидемий прошлого, отмечают исследователи, может привести к более четкому пониманию моделей распространения пандемий в наши в дни, в том числе Covid-19.