22 июля

Ученые впервые зафиксировали убийства горилл группой шимпанзе

4.9

Уникальный пример межвидовой конкуренции человекообразных, окончившейся гибелью более крупного животного, наблюдали в национальном парке на западе Африки.

Горилла в Национальном парке Лоанго
Горилла в Национальном парке Лоанго / ©Donna Honey

Не секрет, что шимпанзе и гориллы могут быть весьма агрессивны, защищая свою территорию от соседей. Среди шимпанзе известны даже «войны», которые порой длятся годами, до полной гибели одной из соперничающих стай. Однако конфликты между представителями разных видов случаются крайне редко. Такое противостояние Симоне Пика (Simone Pika) и ее коллеги наблюдали в Национальном парке Лоанго в Габоне. Более того, оно привело к гибели двух горилл, о чем рассказывается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Причина вражды в точности не известна, хотя авторы работы связывают ее с уменьшением количества доступной пищи из-за глобального потепления и сокращения лесного покрова. За контактами между шимпанзе и гориллами в Лоанго они следят много лет, но прежде подобного не замечали. Более того, между 2014 и 2018 годами было зафиксировано девять совершенно мирных встреч и даже совместных игр. Тем не менее в 2019-м ученые зарегистрировали сразу два случая, закончившихся насилием.

Оба раза атакующей стороной выступали группы шимпанзе, собиравшиеся вместе для нападения и использования численного преимущества. Первое нападение произошло 6 февраля, после того как пятеро горилл (два самца, две самки и детеныш) зашли глубоко на территорию стаи шимпанзе. Все заняло 52 минуты: объединившись, 27 шимпанзе атаковали, невзирая на предостерегающие крики и движения более крупных приматов. Взрослым гориллам удалось бежать, однако детеныш отстал от матери и погиб.

Второе нападение случилось 11 декабря и продолжалось 80 минут. Шимпанзе из той же стаи снова собрались группой из 27 особей, напав на семь горилл и убив младшего из них, после чего одна взрослая самка съела тело. В обоих случаях шимпанзе скоординированно атаковали горилл поодиночке и смогли отделить детенышей от матерей.

Возможно, такое поведение действительно связано с нехваткой пропитания. Оба убийства произошли в сезон, когда основной пищи этих животных — плодов растений — недостаточно. С одной стороны, гориллы слабеют, с другой — шимпанзе, и без того известные своим недобрым нравом, становятся еще агрессивнее. В такое время они вполне могут реагировать на появление горилл не совсем обычно и даже рассматривать их детенышей как потенциальную добычу.

На примере более 80 тысяч взрослых и полностью привитых жителей Израиля, протестированных на SARS-CoV-2, ученые узнали, как с течением времени у них повышался риск заболеть Covid-19.