08.07.2021
2 799

Темный цвет крыльев улучшает аэродинамику птичьего полета

4.4

Новые эксперименты подтвердили гипотезу о том, что темная окраска крыльев облегчает долгий полет морских птиц.

Северная олуша в воздухе
Северная олуша в воздухе / ©jacme31, Flickr

Крылья многих морских птиц окрашены в темные тона, часто глубоко — если не полностью, то хотя бы на кончиках. Такая расцветка встречается у представителей разных видов, указывая на то, что она действительно полезна для долгих полетов в опасных условиях. Несколько лет назад Свана Рогалла (Svana Rogalla) и ее коллеги из Гентского университета предположили, что темный цвет повышает эффективность полета.

На солнце они разогреваются, и между темной и светлой частями крыла возникает перепад температур. Этот градиент создает дополнительный поток воздуха и увеличивает подъемную силу. В новой работе гентских ученых эта гипотеза нашла полное экспериментальное подтверждение. Их статья опубликована в Journal of the Royal Society Interface.

Авторы изучили музейные образцы 324 видов морских птиц, показав, что обладатели темных перьев на крыле обычно демонстрируют лучшие способности к полету. Снижение высоты со временем у них происходит медленнее, чем у птиц с более светлыми крыльями. Затем ученые провели эксперименты с чучелами, помещенными в аэродинамическую трубу.

В своей прошлой работе исследователи проводили схожие опыты с отдельными крыльями разных цветов, однако теперь испытали полные чучела северных олуш, крылья которых окрашивали черным на кончиках либо полностью. Размещенные в трубе инфракрасные лампы позволили имитировать солнечное излучение, а более темные крылья под ним действительно нагревались сильнее. При этом они демонстрировали снижение лобового сопротивления на величину до 20 процентов и лучшие аэродинамические характеристики, чем светлые.

Ученые полагают, что для морских птиц, которым приходится держаться в воздухе особенно подолгу и порой в крайне сложных условиях, это особенно важно, поэтому подобная окраска имеет большее значение. Возможно, она полезна и наземным летающим животным, которые совершают дальние миграции. Однако пока не известно, насколько распространен темный цвет крыльев у них.