10.05.2023
49 957

Этологи определили лучший способ общения с кошкой

3.9

Ученые сравнили три типа коммуникации человека с кошкой и выяснили, какой из них нужно использовать, чтобы подружиться с питомцем.

Кошка
Кошки отдают заметное предпочтение как визуальным, так и бимодальным сигналам / © Unsplash

Сотрудники лаборатории этологии Университета Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс и Института исследований и консультаций по поведению кошек в Бордо (Франция) узнали, к какому каналу связи с человеком кошки наиболее отзывчивы. Они изучили три типа взаимодействий — голосовое, визуальное и бимодальное (визуальное плюс голосовое), а о результатах рассказали в статье для научного журнала Animals.

В процессе одомашнивания у кошек развилась чувствительность к коммуникативным сигналам человека, а также социальные навыки, совместимые с нашими и позволяющие питомцам «общаться» с хозяином. Так, эти животные способны считывать указательные жесты, чтобы найти спрятанную пищу, повторять действия, следовать за направлением взгляда, распознавать эмоции и отличать владельца от незнакомца.

«У всех видов общение подразумевает, что “отправитель” посылает сигналы “получателю” по одному или нескольким каналам. Кошки могут интегрировать зрительные и слуховые сигналы, посылаемые людьми, и изменять свое поведение в соответствии с этим. Однако конкретные модели и каналы, управляющие нашим общением с кошками, плохо изучены. В этом исследовании мы рассмотрели вопрос о том, чувствительны ли кошки при экстравидовом взаимодействии к каналу связи, используемому их собеседником-человеком», — отметили ученые.

В исследовании участвовали 12 домашних кошек (шесть самок и шесть самцов) в возрасте от трех до семи лет. Все он были кастрированы и жили в двух кошачьих кафе в Бордо или Тулузе на протяжении как минимум трех лет. Из выборки исключили животных, демонстрирующих стрессовое поведение и явно «отказывающихся» коммуницировать с человеком.

Эксперименты проводили по утрам (пока нет посетителей) в тех же котокафе, то есть в привычной для испытуемых среде. В комнате, отделенной от остальной части заведения, находились два экспериментатора. Первый должен был «общаться» с кошками, а второй записывал видео и сидел неподвижно. Во время каждого теста питомец заходил в комнату с хозяином — менеджером кафе.

Животные 13 01528 g001 550
Как проходил эксперимент / © Animals

Для начала кошке на протяжении 10 секунд разрешали ознакомиться с обстановкой и обоими экспериментаторами на расстоянии. Первый человек при этом сидел на расстоянии трех с половиной метров, держал лакомство, чтобы вызвать положительную ассоциацию. Потом животное отпускали: оно могло свободно исследовать комнату, обнюхать людей, потереться об их руки.

«Фаза знакомства продолжалась до тех пор, пока кошка не приближалась к первому экспериментатору на расстояние 10 сантиметров, но не более пяти минут. Если кошка подходила к первому экспериментатору, ее словесно хвалили и вознаграждали лакомством. В противном случае выпускали из комнаты и давали лакомство у двери», — рассказали этологи.

На одной из стадий экспериментатор мог прятать лакомство в карман и не доставал его, пока кошка сама не подходила на расстояние 10 сантиметров. В контрольном тесте человек не смотрел на животное и никак не общался с ним.

Визуальная коммуникация предполагала, что ведущий протягивал руку и смотрел то на кошку, то на пол, при этом медленно моргая. В другом случае человек звал животное по имени и издавал различные звуки вроде «кис-кис» («пфф-пфф» у французов), но не протягивал руку и смотрел в потолок, чтобы избежать зрительного контакта. Наконец, в четвертом тесте экспериментатор протягивал руку по направлению к кошке и чередовал типы взаимодействия: то медленно моргал, смотря на питомца, то опускал взгляд на пол, одновременно зовя кошку по имени и всячески подзывая к себе.

Затем ученые сравнивали поведение испытуемых, просматривая видеозаписи экспериментов. По итогу анализа выяснилось, что тип коммуникации влиял на вероятность отклика животного.

«Кошки значительно быстрее реагировали на зрительный (29 ± 6,9 секунды на подход) и бимодальный (32 ± 7,0 секунды) контакт в сравнении с “отсутствием коммуникации” (57,5 ± 7,6 секунды) или случаями, когда животное подзывали только голосом (51,8 ± 7,3 секунды). Среди 12 кошек, которые подошли к первому экспериментатору хотя бы один раз за время испытаний, шесть приблизились в контрольном тесте, семь отреагировали на голос, десять — на зрительный контакт, девять — на бимодальную коммуникацию», — отметили авторы исследования.

Животные 13 01528 g002 550
На что реагировали кошки во время экспериментов / © Animals

Этологи также изучили поведенческие реакции кошек на общение с партнером-человеком. Оказалось, виляние хвостом было единственной реакцией, на которую существенно влиял тип взаимодействия с экспериментатором. Причем животные делали это чаще, когда человек вообще не общался с ними либо подзывал голосом, по сравнению с визуальным контактом или смешанным.

«Движения хвостом происходят, как правило, когда кошки сталкиваются с фрустрирующей ситуацией. Поэтому наши данные свидетельствуют о том, что нахождение в комнате с незнакомым человеком, игнорирующим кошку, может быть для нее некомфортным, если не расстраивающим. Мы также предполагаем, что при общении с человеком одни лишь голосовые сигналы более неприятны для питомцев, нежели бимодальная коммуникация», — подытожили авторы работы.