Шелковые колпачки с полезными бактериями помогут семенам расти даже на неплодородной земле — Naked Science

Новая технология биозащиты растений в засоленной почве использует модифицированный шелк и бактерии, производящие удобрения.

©Marelli et al., 2019

Одним из самых серьезных вызовов современности остается истощение почвенных ресурсов. Вырубка лесов, варварская эксплуатация, эрозия и опустынивание сокращают площади плодородных земель. Население Земли растет, и обеспечить всех пищей будет все сложнее. Возможно, поможет этому технология, разработанная командой профессора Массачусетского технологического института (MIT) Бенедетто Марелли (Benedetto Marelli). Ученые описывают ее в статье, принятой к публикации в журнале PNAS; коротко о разработке рассказывает пресс-релиз MIT.

Авторы начали с создания защитного покрытия для семян, предназначенных к хранению и выращиванию в неблагоприятных условиях. Используя нити природного шелка, они погружали их в раствор, содержащий трегалозу — углевод, способный защищать клетки от обезвоживания. Кроме того, к ним добавлялись азотфиксирующие бактерии, с которыми растение обычно живет по соседству.

Напомним, хотя атмосфера вокруг нас состоит в основном из азота, извлекать из воздуха этот жизненно важный элемент не могут ни животные, ни растения. Весь азот мы получаем от бактерий, способных фиксировать его, переводя в подходящие для усвоения формы: например, нитраты. Растения извлекают их из почвы, где азотфиксацией заняты мириады микробных клеток — с растениями они живут в тесной, часто симбиотической связи.

Одинаковые семена в одинаковых горшках, на одинаковой почве: нормальный рост стартовал лишь в тех, что были защищены шелком и бактериями / ©Marelli et al., 2019

Вымочив семена бобовых в растворе белков шелка, клубеньковых ризобактерий и трегалозы, ученые поместили их в неблагоприятные почвы — как у себя в лаборатории, так и в полевых условиях, на территории Марокко. Опыты показали, что благодаря такой защите растения начинают нормальное развитие даже в пересоленной, обычно неподходящей для их роста среде. Шелковый «колпачок» вскоре растворяется, а бактерии заселяют почву, развиваясь параллельно растению.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Международная команда ученых провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала распространенность табакокурения, связанных с ним болезней и их последствий для 204 стран с 1990 по 2019 год.

Новейшую российскую колесную боевую машину «Бумеранг» наделили возможностью дистанционного управления при помощи мобильного телефона. Ранее стало известно, что Россия хочет получить робототехнические средства, сравнимые по огневой мощи с танками.