«Рождение» вирусов впервые записали на видео
Никита Шевцов

«Рождение» вирусов впервые записали на видео

Исследователи впервые зафиксировали образование отдельных вирусов в режиме реального времени и посмотрели на кинетику их сборки.

snimok_ekrana_2019-10-05_v_23

Сегодня ученые в состоянии расшифровать структуру вирусов вплоть до каждого атома в белке. Однако, биологи до сих пор слабо представляют себе процесс сборки отдельных фрагментов вирусов в единое целое. Приоткрыть завесу тайны удалось ученым из Гарвардской школы инженерных и прикладных наук имени Джона Полсона. Они создали метод, который позволяет в реальном времени «следить» за появлением на свет этих опасных, но очень интересных организмов.

В своей работе ученые сосредоточились на одноцепочечных РНК-вирусах — самом распространенном их типе на Земле. У людей РНК-вирусы ответственны, в частности, за лихорадку Западного Нила, гастроэнтерит, болезни рук, ног и полости рта, полиомиелит и простуду.  Эти вирусы, как правило, очень просты.

В новой работе исследователи изучили вирус, поражающий бактерии E. coli. Он составляет около 30 нанометров в диаметре и имеет один кусок РНК, с приблизительно 3600 нуклеотидами и 180 идентичными белками. Белки выстраиваются в шестиугольники и пятиугольники, образуя вокруг РНК структуру, похожую на футбольный мяч, которая называется капсидом. Как белки умудряются складываться в такую форму? Это долгое время оставалось непонятным. До сих пор никто не мог наблюдать вирусную сборку в реальном времени, потому что и исходные вещества и продукты очень малы, а взаимодействие между ними очень слабое.

Видео формирования вирусов /©PAULSON SCHOOL OF ENGINEERING AND APPLIED SCIENCES

Для наблюдения за вирусами исследователи использовали оптический метод, известный как интерферометрическая рассеивающая микроскопия, в которой свет, рассеянный от объекта, создает темное пятно в луче света. Этот метод не раскрывает структуру вируса, но он показывает размер его оболочки и его изменение со временем.

Исследователи прикрепили нити РНК вирусов к субстрату, подобно стеблям цветка, и заставили белки течь по поверхности. Затем, используя интерферометрический микроскоп, они наблюдали, как появляются темные пятна, которые постепенно становились все темнее, пока не достигли размеров полностью выросших вирусов. Регистрируя интенсивность этих растущих пятен, исследователи могли фактически определить, сколько белков прикреплялось к каждой нити РНК с течением времени.

Американские ученые изучили скрытую экосистему ныне затопленной Палео-Агульской равнины, которая много тысяч лет назад могла представлять собой райское место для людей и животных.

Рисунок на спине змей может помогать в маскировке и уходе от преследования, а в некоторых случаях — продемонстрировать угрозу для хищника.

Новый препарат, который, по мнению его создателей, может помочь остановить пандемию раньше и эффективнее, чем вакцинация, подошел к стадии клинических испытаний.

Европейцы считают запах духов «Шанель» приятным, а папуасы Новой Гвинеи терпеть его не могут, зато обожают аромат свиного жира. Почему разные культуры оценивают запах по-своему, какую роль в нашей жизни играют ароматы, как мы выбираем партнера, опираясь на собственный нюх, и почему супружеским парам не стоит спать под одним одеялом? Об этом – в нашем материале.