30.08.2021
Ольга И.
7 682

Раскрыто универсальное уравнение формы яйца

5.2

Международная группа ученых вывела формулу, которая универсальна для любой формы яиц. Открытие поможет не только узнать больше об эволюции яйца, но и найдет применение в инженерии и других областях.

Раскрыто универсальное уравнение формы яйца / ©Getty images / Автор: Lampronia Auxilius

Форма яйца давно интересовала умы не только биологов, но и физиков, математиков, инженеров, поскольку сочетает в себе несколько уникальных признаков. Она достаточно большая, чтобы эмбрион мог нормально развиваться, но при этом довольно мала, чтобы без проблем выйти из материнского тела. Кроме того, она не скатывается после укладки и благодаря ей яйцо обладает прочностью, способной выдержать вес матери.

Ученые из Кентского университета (Великобритания) и НИИ охраны окружающей среды Украины провели анализ формы яйца при помощи четырех фигур: сферы, эллипсоида, овоида и грушевидной (конической) формы. Они опубликовали свою работу в Annals of the New York Academy of Sciences и ввели дополнительную функцию в формулу овоида, разработав математическую модель, которая соответствует новой геометрической форме.

Она характеризуется как последний этап эволюции эллипсоида — так называемой овоидной трансформации Хюгельшаффера, которая применима к любой геометрии яйца. До этого для каждой формы яйца было свое уравнение. Новая формула базируется на следующих параметрах: длине яйца, его максимальной ширине и диаметре на конце заостренной части.

Выведение универсального уравнения — важный шаг в понимании не только формы яйца, но и его эволюции. Это открывает двери для более широкого биологического и технологического применения подобной формы, в том числе в инженерии: для создания более прочных яйцевидных конструкций, например куполов и крыш.

Бразильские палеонтологи обнаружили хорошо сохранившийся череп новой разновидности крокодиломорфа, жившего в позднем мелу. Особенности строения его черепа указывают на то, что этот четвероногий ящер мог издавать сложные звуки и, возможно, общаться с сородичами.

В 1969 году американский дерматолог Альберт Клигман ввел термин «фотостарение». Он обозначает увядание кожи под воздействием солнечных лучей, а именно ультрафиолета. Юлия Рожкова, кандидат технических наук, химик-биотехнолог и доцент кафедры химических технологий ПНИПУ, рассказала, какие компоненты нашей кожи ультрафиолет разрушает в первую очередь, как определить свой фототип, что означает SPF, какое количество солнцезащитного крема нужно наносить и что положить с собой в косметичку на море.

Эксперименты по самообеспечению людей в замкнутой экосистеме уже в 1970-х помогли полностью снабдить их растительной пищей. Однако они требовали земной почвы, да и создать замкнутые системы по обеспечению людей животным белком тогда не удалось. Теперь ученые пробуют другой подход к обеспечению поселений на Марсе.