08.10.2020
5 449

Биологи впервые обнаружили «родственников» вируса краснухи

5.3

Родственные Rubella virus вирусы выявили у подковогубых летучих мышей, желтогорлой мыши, а также у плацентарных и сумчатых млекопитающих с острым энцефалитом. Нет никаких доказательств, что эти патогены поражают организм человека. Между тем ученые предполагают, что вирус краснухи имеет зоонозное происхождение — и вернется ли он к животным, пока не ясно.

Подковогубые
Род млекопитающих семейства подковогубые подотряда летучих мышей. Содержит около 70 видов / © Getty Images

Как мы знаем, летучие мыши подарили нам SARS-CoV-2 — возбудителя коронавирусного заболевания Covid-19, виновника нынешней пандемии. Поэтому в последнее время ученые особенно заинтересованы в изучении этих рукокрылых. Эндрю Дж. Беннет из Университета Висконсина в Мэдисоне (США) и его коллеги как раз занимались поисками коронавирусов, переносимых летучими мышами, однако нашли нечто другое.

Вирус краснухи — Rubella virus — передается воздушно-капельным путем, способен вызывать сыпь и аналогичные гриппу симптомы. Если заболевает беременная женщина, то это порой приводит к выкидышу, мертворождению или провоцирует дефекты в развитии плода (дети в таком случае рождаются глухими, слепыми или с заболеваниями сердца). В целом краснуху удалось победить благодаря эффективной вакцине, но ее очаги все еще присутствуют в мире.

Начиная с 1814 года, когда краснуха впервые была описана британским ботаником и врачом Уильямом Джорджем Мэтоном, и до сих пор истоки этой болезни оставались неизвестными. До сих пор — потому что авторы нового исследования, опубликованного вчера в журнале Nature, наконец, обнаружили его.

Однажды группа американских и африканских ученых, работавших в Уганде (небольшое государство в Восточной Африке), взяла мазки из полости рта подковогубых летучих мышей. Тем временем, параллельно и независимо от первой группы, исследователи из Германии пытались выяснить, что стало причиной смерти некоторых обитателей немецкого зоопарка — осла, древесного кенгуру Беннета и капибары, а также желтогорлой мыши, у которых был отек мозга.

До сих пор вирус краснухи не встречали среди животных. Однако, как оказалось, летучие мыши в Уганде и млекопитающие в Германии были поражены родственными ему патогенами: рустрелой и рухугу, которые обладают идентичной вирусу краснухи геномной архитектурой. Рустрела — в честь пролива Штрелазунд в Балтийском море, а рухугу — в память о месте, где этот вирус выявили, субрегионе Рутеэте (Уганда). Почти 50% изученных мышей оказались их носителями.

«Вирус рухугу и вирус рустрела из Африки и Европы соответственно стали первыми известными родственниками вируса краснухи. Рухугу мы обнаружили у внешне здоровых летучих мышей Hipposideros cyclops в Уганде. Рустрелу, который относится к внешней группе по сравнению с кладой, включающей вирусы краснухи и рухугу, выявили у плацентарных и сумчатых животных с острым энцефалитом в одном из зоопарков Германии и у диких желтогорлых полевых мышей (Apodemus flavicollis) в зоопарке и рядом с ним. <…> Аминокислотные последовательности четырех предполагаемых В-клеточных эпитопов в гибридном белке (E1) вирусов краснухи, рухугу и рустрела и двух предполагаемых Т-клеточных эпитопов в капсидном белке вирусов краснухи и рухугу совпадают почти или полностью. Моделирование гомотримеров E1 в состоянии после слияния предсказывает, что рухугу и вирус краснухи обладают сходной способностью к слиянию с мембраной клетки-хозяина. В целом эти находки показывают, что некоторые представители семейства Matonaviridae способны преодолевать барьер между видами-хозяевами. И вирус краснухи, вероятно, имеет зоонозное происхождение», — объяснили ученые.

Они подчеркнули, что ни рухугу, ни рустрела у людей не встречается, а вот способен ли вирус краснухи вернуться в организм животных — пока не известно.

Эндрю Беннет, бывший аспирант лаборатории Тони Голдберга, профессора эпидемиологии в Школе ветеринарной медицины Университета в Мэдисоне, держит в руках подковогубую летучую мышь во время полевых работ в Уганде. Ученые занимались поисками вирусом, переносимых животными / © Эмили Юлка.

«Почему было так сложно отследить происхождение или родственников вируса краснухи? — задается вопросом Тони Голдберг, профессор эпидемиологии в Школе ветеринарной медицины Университета Висконсина в Мэдисоне, участник исследования. — Почему прошло 206 лет с того момента, как Джордж Мэтон впервые описал краснуху, и почему две группы, работающие независимо друг от друга, выяснили это в течение трех месяцев? Ведь им посчастливилось узнать результаты друг друга, а затем посчастливилось работать вместе и в итоге опубликовать эту работу».

Вероятно, предполагает исследователь, в этом открытии им помогли современные технологии: с геномами вируса краснухи, как известно, трудно работать, как и с геномами рустрелы и рухугу. В планах ученых — продолжить изучение этих родственных друг другу патогенов. Кроме того, на повестке дня — узнать, настолько ли эти вирусы похожи, чтобы существующая вакцина против краснухи оказалась эффективной против них всех.

«Нет никаких доказательств того, что рухугу или рустрела могут заражать людей. Но если бы они могли, это бы привело к настолько серьезным последствиям, что мы должны рассмотреть такую ​​возможность, — добавляет Голдберг. — Известно, что в Германии рустрела распространялся среди видов, которые никак не связаны между собой. Если какой-либо из этих вирусов окажется зоонозным или если вирус краснухи вернется в организм животных, это изменит правила игры для искоренения краснухи».