14.01.2019
Редакция Naked Science

Наличие родственников-долгожителей повышает шансы на долголетие

По словам исследователей, роль долгожителей, которые передают гены долголетия по наследству, могут играть не только родители, но также тети и дяди.

73af2ee5ebbe412a92defd8373cab6d4

Группа сотрудников Лейденского университета в Нидерландах под руководством докторанта Нильса ван ден Берга (Niels van den Berg) в новом исследовании пришла к выводу, что шансы человека на наследование генов, связанных с долголетием, повышаются, если в семье есть долгожители, включая не только родителей, но и других родственников, таких как тети и дяди. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Используя базы данных Университета штата Юта и голландской провинции Зеландия, исследователи проанализировали родословные почти 315 тысяч человек более чем из 20 тысяч семей начиная с 1740 года. По их словам, чем больше у человека родственников-долгожителей, тем меньше его вероятность умереть в сравнительно молодом возрасте.

Согласно данным, у тех, чьи родители могут считаться долгожителями, риск умереть на 31% ниже, чем у других их сверстников, чьи родители не жили слишком долго. В качестве долгожителей ученые рассматривали тех, кто попал в 10 процентов людей с самой высокой продолжительностью жизни из всей выборки. Более того, риск ранней смерти для этого человека снижается, даже если в группу входят не родители, а его тети и дяди. Поэтому, по словам Ван ден Берга, в семьях, имеющих долгожителей, родители могут передавать гены долголетия своим детям, даже если внешние факторы не позволяют им самим войти в эту группу. Полученные в ходе исследования данные подтверждают идею о том, что у человека действительно есть гены долголетия, считает ученый.

Исследователи долгое время искали гены, связанные с долголетием, но их гораздо труднее определить, чем гены для какой-либо болезни, говорит профессор кафедры молекулярной эпидемиологии в Лейденском университете и соавтор исследования Элин Слагбоом (Eline Slagboom).

«Так, новая работа привела нас к тому, что мы стали строже при выборе людей, у которых нужно искать эти гены. Если вы исследуете случайную группу людей старше 100 лет, какими бы исключительными они ни были, вероятно, что многие из них на самом деле не принадлежат к семье, в которой долголетие может передаваться по наследству. Их возраст с большой долей вероятности может считаться случайностью и быть результатом здорового образа жизни или благоприятных обстоятельств в детстве, а потому никак не отразится в их ДНК», — объясняет Слагбоом.