25.05.2020
София Жаботинская
9 531

Ученые рассказали о сложной роли камуфляжа гадюк

3.3

Рисунок на спине змей может помогать в маскировке и уходе от преследования, а в некоторых случаях — продемонстрировать угрозу для хищника.

Обыкновенная гадюка
Обыкновенная гадюка / © Benny Trapp

Большинство обыкновенных гадюк Vipera berus имеют на спине характерный зигзагообразный узор. Зачем он нужен этим существам? По наиболее распространенной гипотезе, рисунок на змеиной шкуре дает хищникам понять, что потенциальная добыча ядовита. Однако статья, опубликованная в издании Animal Behaviour, показывает, что все заметно сложнее.

Биологи из Университета Йювяскюля в Финляндии изготовили из пластилина 50 муляжей змей различной окраски: полностью черных, серых и коричневых, а также серых и коричневых с узорами на спине. Таких «ложных гадюк» разложили вдоль лесной тропинки: часть муляжей оставили прямыми, а часть свернули таким образом, словно змея отдыхает.

129 добровольцев попросили пройтись вдоль тропинки и сообщить обо всех увиденных муляжах. Независимо от того, как был расположен и свернут образец, люди обнаруживали узорчатые муляжи заметно реже, чем монотонно окрашенные. Также коричневые змеи с пестрой шкурой оказались менее заметными, чем узорчатые серые.

Зигзагообразный узор на спине змеи / © Valkonen et al., Animal Behaviour

Серая окраска чаще встречается у самцов Vipera berus, а коричневая — у самок. Из этого ученые делают вывод, что узор может иметь двойное назначение: как маскировочное, так и предупреждающее. При этом защитная стратегия самцов в большей степени ориентирована на предупреждение, а самок — на максимальную незаметность.

Еще одно назначение узора на спине гадюк — создание зрительной иллюзии, которая вводит потенциального хищника в заблуждение и мешает ему поймать змею. Когда гадюка ползет, рисунок создает своеобразное мерцание. Правда, подобный механизм помогает защищаться лишь от млекопитающих: птицам, которые лучше воспринимают быстроменяющееся изображение, подобное мерцание не мешает.

Таким образом, узор на спине змей может играть различную роль в зависимости от ситуации. Он может помогать змее оставаться незамеченной, отпугнуть хищника в случае демаскировки и уйти от преследования, если первые два способа не сработали.

Ранее ученые из Университета Суонси доказали, что змеи стали ядовитыми, чтобы нападать, а не для защиты от хищников, а новый вид гадюк, обнаруженный в Индии, назвали в честь персонажа из «Гарри Поттера».