Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
19.08.2021
2 113

Изоляция дрозофил привела к перееданию и нехватке сна

4.8

Американские биологи изучили влияние социальной изоляции на мушек и определили нейроны, которые «переживают» одиночество, стимулируя чувство голода и нарушая сон.

©Aabha Vora, Rockefeller University

Повсеместное введение карантина и «социальной изоляции» для сдерживания пандемии Covid-19 заставляет ученых внимательнее присматриваться к влиянию одиночества на поведение и состояние здоровья. И это влияние заметно не только у людей, но даже у таких «примитивных» животных, как насекомые. Эксперименты, проведенные биологами из Рокфеллеровского университета, показали, что уже после недельной изоляции дрозофилы начинают есть больше необходимого количества, а спать — меньше. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

Стоит отметить, что дрозофилы — насекомые социальные, они живут и добывают пищу группами и вместе спят — в среднем 16 часов в сутки, включая долгий ночной сон и короткий дневной. Команда профессора Майкла Янга (Michael Young) решила проверить, как они отреагируют на различные условия «карантина». Мушек изолировали на неделю небольшими группами разных размеров, вплоть до отдельных пар, не обнаружив никаких значительных эффектов. Однако, если дрозофила оказывалась в изоляции в одиночестве, наблюдались и нехватка сна, и переедание.

Авторы определили, что за изменения в поведении ответственны пептидергические (Р2-) нейроны, связанные с регуляцией физиологических процессов. Подавление их активности вело к восстановлению нормального сна и питания даже у социально депривированных дрозофил. Искусственная стимуляция Р2-нейронов вызывала эти эффекты у мушек уже после дня в изоляции, но не оказывала влияния на дрозофил, остающихся в коллективе. «Кажется, Р2-нейроны связаны с восприятием продолжительности социальной изоляции, степени одиночества, — говорит один из авторов работы Ваньхэ Ли (Wanhe Li), — как таймер, отсчитывающий, сколько муха оставалась одна».

Подобный отклик на изоляцию — переедание и недосып — характерен для многих животных. Причины остаются в точности не известны. Ученые предполагают, что это может быть реакцией на усиленный стресс в состоянии неопределенности будущего. Разлученное с собратьями животное реагирует на это, готовясь к новым невзгодам и испытаниям и стараясь наесться заранее. При этом тревога снижает продолжительность и качество сна.