23.06.2023
Анна Новиковская
2 092

Ученые разобрались в отношении колибри к алкоголю

5.1

Время от времени многие виды животных употребляют в пищу небольшие количества алкоголя, и колибри не исключение. Однако, в отличие от человека, даже после громадной дозы они не пьянеют.

Эта калипта Анны выпьет даже слегка забродивший цветочный нектар, чтобы насытиться / © Víctor M. Ortega Jiménez / Автор: Никита Тарасов

Колибри из-за своих малых размеров и невероятно быстрого обмена веществ нуждаются в большом количестве пищи: каждый день они должны съедать примерно 80 процентов от собственного веса. Основная пища этих птиц — высококалорийный цветочный нектар, содержащий большое количество различных сахаров.

Однако нектар в цветах содержится не в асептической упаковке, а потому доступен различным бактериям и грибкам, которые тут же могут начать сбраживать сахар, превращая его в этанол. Как это отражается на колибри? Ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) решили разобраться в этом вопросе до конца. Результаты их исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Ученые изучили процент содержания алкоголя в сахарных растворах, которыми были наполнены несколько кормушек для колибри и к которым регулярно наведывались калипты Анны (Calypte anna) — распространенный в Северной Америке вид колибри. Экспериментируя с разным содержанием алкоголя в растворе, ученые выяснили, что птички охотно пьют сахарный раствор, содержащий до одного процента алкоголя — примерно как в квасе или легком пиве.

Но, похоже, спирт в нектаре все же не приходился птичкам по вкусу, и если его содержание достигало двух процентов, колибри начинали пить такой нектар менее охотно, потребляя вдвое меньше нормы. В основном же в обычных сахарных кормушках содержалось не больше 0,05 процента спирта, и это не столь много. Однако стоит учитывать, что даже такого слабоалкогольного нектара колибри (на единицу веса) выпивает очень внушительное количество.

Если бы 80-килограммовый человек потреблял то же количество этанола в час, что колибри употребили во время эксперимента, то его доза была бы в диапазоне 172-344 грамма спирта в час, или 0,43-0,86 литра водки. Понятно, что для человека летальный исход в таком случае наступил бы еще на втором часу. А если бы он попробовал получить такую дозу этанола из однопроцентного раствора, как колибри, то пришлось бы выпить десятки литров в час, что не вышло бы по чисто физиологическим причинам.

В США кормушки для колибри можно довольно часто увидеть в садах / © gardengatemagazine.com

Тем не менее колибри никогда не напиваются, ведь из-за высокой скорости метаболизма их организмы сжигают сахара и этанол так быстро, что те не успевают воздействовать на мозг. В будущем исследователи планируют изучить привычки колибри при питании не на искусственных кормушках, а на диких цветах (нектар некоторых из них по крепости тянет на обычное пиво), а также проанализировать на примере многих других животных, как они реагируют на содержание алкоголя в своей пище.