30.01.2019
Редакция Naked Science

Биологи обнаружили связь между размерами животного и формой его ноги

Ученые нашли неожиданную корреляцию между массой тела млекопитающего, строением его стопы и способом ее использования при движении.

mammals0

Ученые из Японии и Великобритании взглянули на весь класс млекопитающих с новой, неожиданной стороны. Рассмотрев анатомию 880 современных животных, Манабу Сакамото (Manabu Sakamoto) и его коллеги разделили их на три большие группы — «плоскостопые», «узкостопые» и «копытные». Так, в первой группе оказались люди, мыши, а также слоны: несмотря на то что копыта у них формируются, распределение веса на стопу при движении, с переваливанием от пятки, соответствует «плоскостопым». Зато носороги отнесены к «узкостопым», подобно собачьим и кошачьим.

Однако с этого упражнения работа лишь началась. В статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы сообщают, что затем они проследили положение представителей всех трех групп млекопитающих на общем эволюционном древе. Это позволило указать, как именно ходили некоторые их вымершие предки и родственники, вплоть до самых ранних предков млекопитающих, которые жили больше 200 миллионов лет назад и, как оказалось, были «плоскостопыми».

Несмотря на некоторые исключения вроде тех же слонов, в среднем «плоскостопые» млекопитающие вдвое легче, чем «узкостопые», а те — аж в 57 раз меньше «копытных», которые достигают максимальных для нашего класса размеров. Более того, ученые обнаружили, что изменения анатомии и особенностей стопы — и переход из одной группы в другую — почти всегда связаны с увеличением размеров. Это можно проследить на цепочке предков лосей или жирафов: они стали из «узкостопых» «копытными» и выросли — одновременно и быстро.

Возможно, новый характер движения позволил им освоить новые, недоступные прежде экологические ниши. Также вероятно, что копыта просто лучше выдерживают дополнительную массу тела. Впрочем, даже авторы работы пока не могут сказать, «что было первым, копыто или вес».