22.01.2021
2 367

Создана первая реальная 3D-модель коронавируса

5.1

Австрийские специалисты в сотрудничестве с китайскими учеными разработали первую реальную — не воссозданную — модель коронавируса SARS-CoV-2, отсканировав его замороженные частицы.

Трехмерная модель коронавируса
Трехмерная модель коронавируса / © Nanographics

Австрийская компания Nanographics, основанная учеными из Венского технического университета, совместно со специалистами из Китая создала первую реальную, по их собственным словам, трехмерную модель возбудителя Covid-19.

«Это наиболее близкое изображение, показывающее, как на самом деле выглядит коронавирус. С помощью современных технологий показать более реалистично невозможно. <…> Все изображения, появляющиеся в СМИ, — модели. Мы хотели предоставить общественности реальное изображение вируса в 3D», — рассказал Питер Миндек, технический директор Nanographics.

3D-модель создали методом криоэлектронной томографии: замороженный образец вируса просканировали под разными углами с помощью электронного микроскопа. Затем полученные данные преобразовали в трехмерные изображения. Потом Nanographics удалила шум из исходника, визуализировала его и присвоила оптические свойства и цвета.

В итоге получилось изображение сферической оболочечной структуры SARS-CoV-2, из которой выходят его знаменитые «шипы». Это S-белки — важнейший элемент «короны» вируса, которые покрывают оболочку частицы, словно колючки. Отсюда и их название — Spike (в переводе с английского — «шип»), и именно на эти шиповидные белки нацелены противовирусные антитела.

Как отметили ученые, размеры частицы вируса меньше длины волны видимого света, поэтому, к примеру, он не имеет цвета. Так что розовый и синий оттенки на представленном изображении — ложные. Нужны они для того, чтобы лучше показать форму и различные части SARS-CoV-2. «Ученые, разрабатывающие вакцины и лекарства, должны знать форму молекул. Если они увидят ее в трехмерном виде, будет легче увидеть, как они работают», — добавил Миндек.

Ранее российская студия биомедицинской визуализации Visual Science представила детализированную трехмерную модель SARS-CoV-2 c разрешением до отдельных атомов. Однако она основана на научных исследованиях структуры коронавирусов, а также на материалах, полученных вирусологами.