«Спектр-РГ» нашел новое сверхскопление галактик — Naked Science

«Спектр-РГ» нашел новое сверхскопление галактик

3.8

Пробные наблюдения работающего на российском зонде немецкого телескопа eROSITA позволили заметить прежде неизвестное сверхскопление галактик.

Начиная с 2019 года зонд «Спектр-РГ» следит за Вселенной в коротковолновом диапазоне, в рентгеновских и гамма-лучах. Для этого на его борту работают российский телескоп ART-XC и немецкий eROSITA. Прежде чем приступить к запланированным обзорам неба, которые продлятся еще несколько лет, на eROSITA провели тестовые наблюдения небольшого участка. «Мини-обзор» eFEDS продлился несколько дней и за это время зарегистрировал десятки тысяч рентгеновских источников.

Однако анализ собранных при этом снимков продолжается. Благодаря им астрономы из мюнхенского Института внеземной физики Общества Макса Планка обнаружили новое сверхскопление галактик, прежде неизвестное ученым. Об этом Витторио Джирардини (Vittorio Ghirardini) и его коллеги пишут в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Такие сверхскопления — одни из самых больших структур во Вселенной: они могут содержать от десятков до десятков тысяч галактик. Наш Млечный Путь находится в крупном сверхскоплении Девы, включающем около 30 тысяч галактик общей массой порядка 1500 триллионов масс Солнца. Вновь открытое сверхскопление находится на красном смещении (z) 0,36, что соответствует расстоянию почти в пять миллиардов световых лет.

©Ghirardini et al., 2020

Сверхскопление включает цепочку из восьми скоплений, самое яркое и крупное из которых (eFEDS J093513.3+004746) находится в северной части — его массу оценивают в 580 триллионов солнечных. Для сравнения, самые маленькие из участников сверхскопления (eFEDS J093546.4-000115 и eFEDS J093543.9-000334) насчитывают по 130 триллионов солнечных масс. А в северной и юго-восточной частях сверхскопления заметили свидетельства того, что в еще двух входящих в эту группу скоплениях происходят процессы слияния.

Исходя из результатов eFEDS, авторы предсказывают, что полный обзор неба, который продолжает eROSITA, в итоге позволит открыть около 450 новых сверхскоплений. Считается, что всего в видимой части Вселенной их должно быть порядка 10 миллионов.