11.01.2023
Александра Медведева
1 264

Ученые наблюдали обреченную столкнуться пару сверхмассивных черных дыр

4.5

Американские астрономы подтвердили существование пары сверхмассивных черных дыр, которая находится ближе всего к слиянию из всех известных на сегодня. Чтобы подтвердить это открытие, потребовались наблюдения с семи телескопов, так как расстояние между черными дырами близко к пределу обнаружения, доступному современным приборам.

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO) / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Ученые из Института Флэтайрона (США) и их коллеги обнаружили две сверхмассивные черные дыры, находящиеся на расстоянии всего 750 световых лет друг от друга. Пара оказалась ближайшей к столкновению из всех известных пар черных дыр. Однако до этого события еще остается несколько сотен миллионов лет. Результаты исследования, опубликованного в журнале The Astrophysical Journal Letters, дают более точную оценку того, сколько сверхмассивных черных дыр во Вселенной тоже приближается к столкновению.

Расстояние между недавно найденными черными дырами близко к пределу обнаружения, доступному современным приборам. Поэтому, чтобы подтвердить их существование, потребовалось объединить наблюдения с семи телескопов Земли и космического телескопа NASA «Хаббл». Хотя черные дыры невозможно увидеть напрямую в оптический телескоп, их можно выявить по ярким сгусткам горячего газа, притянутого их гравитацией.

Обнаруженные черные дыры находились в центрах галактик, столкнувшихся на расстоянии 480 миллионов световых лет от Земли. Масса этих сверхмассивных гигантов в 200 и 125 миллионов раз превышает массу Солнца.

После столкновения галактик черные дыры в их центрах начинают притягиваться и вращаться друг вокруг друга по сужающейся орбите. В конце их гравитационные волны станут намного сильнее, чем все те, которые ученые зафиксировали ранее, а после этого они сольются, образуя одну гигантскую черную дыру.

Астрономы открыли эту пару практически сразу, как начали целенаправленные поиски. Следовательно, близко расположенные сверхмассивные черные дыры, вероятно, более распространены во Вселенной, чем считалось ранее.