20.10.2021
4 459

Обнаружены следы вулканической активности Луны всего два миллиарда лет назад

5.1

Китайская миссия «Чанъэ-5», доставившая в прошлом году образцы лунного грунта на Землю, позволила ученым узнать больше о вулканической активности нашего спутника. Оказалось, вулканы на Луне извергались гораздо дольше, чем предполагали.

Луна / ©Getty images

То, что на Луне, вероятно, извергались вулканы, известно давно. Однако считалось, что это происходило 2,8-2,9 миллиарда лет назад. Есть, правда, мнение, что вулканы спутника Земли были «живы» еще один миллиард лет назад, но стопроцентных доказательств этому нет.

Ученые из Китайской академии наук и Университета Сунь Ятсена (Китай) проанализировали 47 образцов реголита, доставленного на Землю аппаратом «Чанъэ-5» в декабре прошлого года, и пришли к выводу, что правда, как водится, может быть где-то посередине. Работа опубликована в журнале Nature.

Лунный базальт, согласно их радиометрическому датированию, сформировался около 2,03 миллиарда лет назад. Значит, в то время спутник нашей планеты был вулканически активным, то есть вулканы на нем извергались на 800-900 миллионов лет позже, чем считалось.

«Это самый молодой возраст кристаллизации, когда-либо зарегистрированный для лунных базальтовых пород радиометрическими измерениями, расширяющий диапазон радиоизотопных возрастов лунных базальтов на 800-900 миллионов лет, — заявил один из авторов статьи Ли Чунлай, исследователь из Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук. — Наше исследование предоставляет первое убедительное доказательство того, что магматическая активность на Луне сохранялась по крайней мере два миллиарда лет назад».

Кроме того, ученые смогли показать, что образцы реголита, доставленные предыдущими американскими лунными миссиями, созданы из магмы, богатой уникальным составом калия, редкоземельных элементов и фосфора. Такой тип базальта, как предполагают исследователи, играл ключевую роль в магматической эволюции Луны.

Психологи из МГППУ показали, что субъективное благополучие молодых людей зависит не от их собственных ценностных ориентаций, а от степени соответствия таковых у их окружения. Результаты исследования, в котором приняли участие более двух с половиной тысяч подростков из разных регионов России, подтвердили эту гипотезу: чем больше расхождение между представлениями о том, какие должны быть ценностные ориентации, и теми, которые имеет сам человек, тем ниже уровень его субъективного благополучия.

Набивая татуировку, знаете ли вы, что именно вводят вам под кожу? Американские ученые выяснили, что в большинстве случаев перечень ингредиентов чернил для татуажа не совпадает с фактическим составом, а некоторые компоненты могут угрожать здоровью.

Нередко в конце своей жизни звезды малой и средней массы, расширяясь, поглощают планеты и астероиды в своей звездной системе. Затем звезда сбрасывает внешнюю оболочку, а на ее месте остается лишь ядро — белый карлик. Международной команде ученых впервые удалось найти уникальное свидетельство процесса поглощения небесных тел самим белым карликом — металлический «шрам» на поверхности звезды.