Обнаружена сверхновая нового типа — Naked Science
29 июня
Мария Кривоченко

Обнаружена сверхновая нового типа

3.2

Международная группа астрономов увидела первый пример сверхновой нового типа. Это открытие подтверждает предположение, сделанное астрономом Кенити Номото из Токийского университета в 1980 году.

Сверхновая 2018zd, отмечена белым, находится на окраине галактики NGC2146 / ©Джозеф Депаскуале, STScI

Подробности наблюдения опубликованы в журнале Nature Astronomy. 2018zd обнаружили в созвездии Жирафа в 2018 году, примерно через три часа после взрыва. Она находится относительно близко к Земле — на расстоянии около 31 миллиона световых лет в галактике NGC2146.

Поначалу исследователи предположили, что объект относится к сверхновым второго типа. Но на архивных снимках, сделанных телескопами «Хаббл» и «Спитцер» видна звезда-предшественник. Ее яркость и масса оказались гораздо меньше, чем у других тел, порождающих сверхновые второго типа.

Команда из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и обсерватории Лас-Камбрес собирала данные об объекте в течение следующих двух лет. А ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе провели спектральный анализ через два года после взрыва. Результат показал, что 2018zd принадлежит к новому типу — электронно-захватной сверхновой.

Кроме того, оказалось, что небесное тело подходит под шесть критериев, которые ученые определили для сверхновых этого типа еще в 1980 году. У нее, очевидно, была звезда-прародительница типа Суперсимптотической гигантской ветви (SAGB). А также наблюдались сильная потеря массы до становления сверхновой, необычный звездный химический спектр, слабый взрыв, небольшая радиоактивность и богатое нейтронами ядро.

Новые открытия также проливают свет на некоторые тайны SN 1054. В 1054 году в Млечном Пути появилась сверхновая. Согласно китайским записям, взрыв можно было видеть днем в течение 23 дней, а ночью — почти два года. Ранее она считалась лучшим кандидатом на звание электронно-захватной сверхновой. Но это было трудно определить, поскольку взрыв произошел слишком давно. Новые результаты показывают, что сверхновая, породившая Крабовидную туманность, тоже могла относиться к новому типу.

«Я очень рад, что, наконец, открыта сверхновая, которую мы с коллегами предсказали 40 лет назад. К тому же она в некотором роде связана с Крабовидной туманностью. Это замечательный случай сочетания наблюдений и теории», — подытожил Кенити Номото, также участвовавший в исследовании.