07.04.2023
85 380

Астрономы призвали не приближаться к метеоритам с магнитами

4.7

Мощные магниты, которыми пользуются многие охотники за метеоритами, меняют ориентацию частиц железа в них, уничтожая бесценные научные данные. Ученые показали, как именно это происходит, и в очередной раз предложили отказаться от такого «быстрого, но грязного» метода.

«Черная красавица» — древнейший марсианский метеорит
«Черная красавица» — древнейший марсианский метеорит / ©NASA

В 2011 году в Сахаре нашли уникальный метеорит NWA 7034, получивший неформальное прозвище «Черная красавица». Он прибыл на Землю с Марса и оказался самым древним из подобных объектов, которые когда-либо попадали в руки ученых: возраст «Черной красавицы» оценивают в несколько миллиардов лет. В его составе обнаружена вода, которая в то время еще сохранялась на Красной планете.

Кроме того, минералы в этом редком метеорите должны были сохранить следы воздействия магнитного поля Марса, которое в наши дни практически полностью исчезло. Однако эксперименты показали, что эти данные «стерты» из вещества метеорита, словно оно подверглось воздействию куда более сильного магнитного поля. Ученые сразу связали это со способом, каким была найдена «Черная красавица».

Охотники за метеоритами часто пользуются сверхмощными магнитами, в том числе неодимовыми, которые позволяют заметить образцы, богатые магнетитом и другими железосодержащими минералами. Но при этом они буквально «перезаписывают» состояние намагниченных частиц, меняя их ориентацию и уничтожая ценные научные свидетельства. Эту гипотезу подтвердила новая работа Франса Лагруа (France Lagroix) и его коллег. Их статья принята к публикации в Journal of Geophysical Research: Planets, а пока о ней рассказывается в издании Science.

Ученые проводили эксперименты с 13 фрагментами земных базальтов, богатых железом, помещая их на разной дистанции от неодимового магнита. Затем делали срезы и определяли ориентацию намагниченных частиц. Как и можно было ожидать, под влиянием магнита она менялась, хотя чем глубже располагалось вещество, тем слабее проявлялись такие эффекты. Это позволило определить, насколько далеко от поверхности следует забирать образцы для получения ненарушенных данных.

На фоне этого ученые еще раз призывают охотников за метеоритами отказаться от обычных магнитных металлодетекторов в своих поисках; этот метод они называют «быстрым, но грязным». Вместо таких детекторов можно вооружиться более современными и чувствительными датчиками магнитной восприимчивости, которые сохраняют образцы нетронутыми. Пока такие устройства остаются довольно дорогими и сложными в использовании, однако специалисты уже озаботились этой проблемой и разрабатывают более дешевые и практичные модели.