Найдены звезды, окруженные пылью из железа — Naked Science
25.01.2019

Найдены звезды, окруженные пылью из железа

Исследователи обнаружили любопытную группу звезд в Большом Магеллановом облаке, окутанных железной пылью.

starsshroude1

Сотрудники Канарского института астрофизики (IAC) участвовали в исследовании, в результате которого в Большом Магеллановом облаке была обнаружена группа звезд с низким содержанием металлов, окутанных большими количествами железной пыли. В изучении были задействованы теоретические модели формирования пыли в околозвездных оболочках и снимки, сделанные космическим телескопом Spitzer. Работа также включает в себя некоторые прогнозы для телескопа «Джеймс Вебб». Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Звезды массой от одной до восьми солнечных развиваются по асимптотической ветви гигантов, прежде чем завершить свою жизнь в виде белых карликов. Именно во время этой короткой, но важной фазы звезды расширяются до огромных размеров и остывают, теряя большую часть массы из-за сильного звездного ветра. Низкая температура и высокая плотность ветра предоставляют идеальные условия для конденсации частиц пыли в их околозвездных оболочках.

Пыль, производимая звездами во время фазы асимптотической ветви гигантов и выбрасываемая в межзвездное пространство, важна для жизни галактик, так как в ней содержится необходимый для образования новых звезд и планет компонент. Понимание того, из чего именно состоит пыль — из твердотельных органических компонентов или неорганических компонентов, — и определение ее количества значимы для астрономического сообщества.

В новом исследовании астрономы рассмотрели любопытную группу звезд асимптотической ветви гигантов, расположенных в Большом Магеллановом облаке. Сравнив наблюдения в инфракрасном диапазоне, полученные при помощи космического телескопа Spitzer, с теоретическими моделями, разработанными исследовательской группой, ученые выяснили, что эти звезды имеют порядка пяти солнечных масс и сформировались около 100 миллионов лет назад, кроме того, в них крайне мало металлов вроде железа, магния и кремния.

Неожиданно для себя исследователи обнаружили, что такое распределение энергии в инфракрасном диапазоне может быть получено, только если железная пыль — главный компонент околозвездных оболочек. Это необычное явление для звезд асимптотической ветви гигантов. Ранее было известно, что такие звезды в основном производят силикаты, магний, а также большие количества кислорода и кремния. Однако новые данные оказались куда более удивительными, учитывая малое содержание металлов в среде, окружающей изучаемые звезды. В результате исследования впервые был охарактеризован этот класс звезд с уникальными спектральными свойствами.

«Низкий уровень содержания металлов в этих гигантских звездах создает любопытные условия, позволяя образоваться большим количествам звездной пыли, — объясняет Эстер Марини, ведущий автор исследования из Университета Рома Тре. — Фактически в среде с низким содержанием металлов сложный ядерный синтез внутри массивных звезд асимптотической ветви гигантов настолько продвинут, что сжигает почти весь магний и кислород, необходимые для формирования других типов пыли — например, из силикатов».

В этих особых условиях железная пыль становится основным компонентом в пыли, образованной этими звездами.

«Это подтверждает теории о железной пыли в среде с низким содержанием металла, на которую ранее указывали независимые наблюдения», — говорит исследователь из IAC и соавтор работы Анибал Гарсиа Эрнандес.

«Запуск космического телескопа «Джеймс Вебб» откроет новые возможности для подробного изучения этого открытия, — говорит Флавиа Дель’Агли из IAC и также соавтор проведенного исследования. — Этот телескоп поможет отыскать больше внегалактических звезд асимптотической ветви гигантов».

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.