Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
19 октября

Искать темную материю предложили наземными радарами

4.7

Пролетая сквозь земную атмосферу, загадочные частицы темной материи могут оставлять ионизированный след. Это позволяет надеяться, что их удастся обнаружить с помощью обычных радаров.

©Ron Lute, Flickr

Обычное вещество, из которого состоят звезды, планеты и плазма, составляет лишь незначительную часть нашей Вселенной. Ее доля оценивается всего в несколько процентов. При этом более 22 процентов приходится на темную материю. Она никак не взаимодействует с обычной, не поглощает и не преломляет свет, зато проявляется за счет гравитационного влияния на рост и движение звезд, скоплений и галактик. Из каких частиц состоит темная материя, до сих пор не известно, и все попытки уловить их остаются безуспешными. Это питает самые экзотические гипотезы о ее природе, вплоть до существования зеркальной нашему миру «Антивселенной».

Ключевая проблема с поисками частиц темной материи заключается в том, что физики до сих пор не понимают, что именно требуется найти. Их масса и другие свойства непонятны, а ведь именно от этого зависит метод поиска, устройство детекторов и прочее. Однако новая работа ученых из Университета штата Огайо (США) предлагает совершенно иной подход, который, теоретически может обнаружить следы темной материи в широком диапазоне возможных характеристик. Статья Джона Бикома (John Beacom) и его коллег представлена в библиотеке препринтов arXiv.

Для этого ученые предложили обратиться к уже существующим инструментам обнаружения метеоров, движущихся через атмосферу Земли. При полете такие тела вызывают ионизацию, оставляя след из ионов и свободных электронов. Электромагнитные волны отражаются от заряженных частиц, делая их видимыми для наземных радаров. По расчетам Бикома и его соавторов, аналогичные ионизированные следы могут оставлять гипотетические частицы темной материи, пролетая в воздухе.

Ученые подсчитали эффективную площадь рассеяния, которую могут иметь эти частицы на данных радаров, и предложили уже начать поиски, превратив всю земную атмосферу в гигантский детектор. По их словам, такая работа позволит если не найти неуловимые частицы, то по крайней мере проверить некоторые космологические наблюдения темной материи, отличающиеся недостаточными точностью и надежностью.