30.10.2018
Редакция Naked Science

Астрономы запечатлели медленную смерть соседней галактики

Малое Магелланово Облако, находящееся примерно в 200 тысячах световых лет от Земли, умирает. Медленно галактика теряет способность рождать новые звезды. Со временем она потухнет и станет пучком межгалактического газа.

vistapeeksth1

Благодаря Австралийскому следопыту квадратно-километровой решетки (АСКАП), астрономы смогли разглядеть медленную смерть Малого Магелланова Облака в мельчайших деталях. Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

«Мы смогли наблюдать мощный отток водородного газа из Малого Магелланова Облака, — говорит астроном из Австралийского национального университета Наоми МакКлюр-Гриффитс. — Это означает, что галактика в итоге может потерять способность к формированию новых звезд, если потеряет весь газ. Галактики, прекращающие формировать звезды, постепенно погружаются в небытие. Это своего рода медленная смерть галактики».

Малое Магелланово Облако очень маленькое — всего семь тысяч лет в диаметре (меньше одной десятой Млечного Пути). Однако его можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Это одна из нескольких галактик-спутников, вращающихся вокруг нашей Галактики, а также является частью своего рода двойной галактической системы вместе с Большим Магеллановым Облаком. Эти две карликовые галактики вращаются друг вокруг друга, одновременно обращаясь вокруг Млечного Пути.

Пиковая интенсивность температуры атомного водорода Малого Магелланового облака / © ASKAP/Parkes

Воспользовавшись невероятно широким полем обзора АСКАП, МакГлюр-Гриффитс и ее команда провели исследование Малого Магелланового Облака в рамках крупного изучения эволюции галактик.

Они смогли запечатлеть всю галактику на одном снимке. Это предоставило им беспрецедентный взгляд на утечку атомного водорода — критического компонента звездообразования. Также ученым удалось провести первое точное измерение количества массы, потерянной карликовой галактикой.

В своей работе команда продемонстрировала, что утечка холодного атомного водорода растянулась по крайней мере на два килопарсека (6523 световых года) от звездообразующего бара галактики. По расчетам утечка образовалась в период от 25 до 60 миллионов лет назад. И процесс был очень стремительным. В нем содержится примерно 10 миллионов солнечных масс газа — или около трех процентов от общего атомного газа в галактике.

Исследователи считают, что отток атомного газа как минимум на порядок превышает скорость звездообразования. Другими словами, Малое Магелланово Облако теряет атомный водород быстрее, чем успевает рождать новые звезды.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.