Астрономы запечатлели медленную смерть соседней галактики - Naked ScienceNaked Science
30.10.2018, 18:31
Naked Science

Астрономы запечатлели медленную смерть соседней галактики

Малое Магелланово Облако, находящееся примерно в 200 тысячах световых лет от Земли, умирает. Медленно галактика теряет способность рождать новые звезды. Со временем она потухнет и станет пучком межгалактического газа.

vistapeeksth1

Благодаря Австралийскому следопыту квадратно-километровой решетки (АСКАП), астрономы смогли разглядеть медленную смерть Малого Магелланова Облака в мельчайших деталях. Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

«Мы смогли наблюдать мощный отток водородного газа из Малого Магелланова Облака, — говорит астроном из Австралийского национального университета Наоми МакКлюр-Гриффитс. — Это означает, что галактика в итоге может потерять способность к формированию новых звезд, если потеряет весь газ. Галактики, прекращающие формировать звезды, постепенно погружаются в небытие. Это своего рода медленная смерть галактики».

Малое Магелланово Облако очень маленькое — всего семь тысяч лет в диаметре (меньше одной десятой Млечного Пути). Однако его можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Это одна из нескольких галактик-спутников, вращающихся вокруг нашей Галактики, а также является частью своего рода двойной галактической системы вместе с Большим Магеллановым Облаком. Эти две карликовые галактики вращаются друг вокруг друга, одновременно обращаясь вокруг Млечного Пути.

Пиковая интенсивность температуры атомного водорода Малого Магелланового облака / © ASKAP/Parkes

Воспользовавшись невероятно широким полем обзора АСКАП, МакГлюр-Гриффитс и ее команда провели исследование Малого Магелланового Облака в рамках крупного изучения эволюции галактик.

Они смогли запечатлеть всю галактику на одном снимке. Это предоставило им беспрецедентный взгляд на утечку атомного водорода — критического компонента звездообразования. Также ученым удалось провести первое точное измерение количества массы, потерянной карликовой галактикой.

В своей работе команда продемонстрировала, что утечка холодного атомного водорода растянулась по крайней мере на два килопарсека (6523 световых года) от звездообразующего бара галактики. По расчетам утечка образовалась в период от 25 до 60 миллионов лет назад. И процесс был очень стремительным. В нем содержится примерно 10 миллионов солнечных масс газа — или около трех процентов от общего атомного газа в галактике.

Исследователи считают, что отток атомного газа как минимум на порядок превышает скорость звездообразования. Другими словами, Малое Магелланово Облако теряет атомный водород быстрее, чем успевает рождать новые звезды.

Аномальное вращение газа в активном центре далекой галактики подсказывает решение загадки раннего рождения сверхмассивных черных дыр.