30.07.2021
2 945

Астрономы сняли экзопланету на экстремально далекой от своей звезды орбите

5.6

Экзопланета COCONUTS-2b стала самой близкой к нам из всех, какие удавалось наблюдать напрямую, и самой далекой от собственной звезды.

Экзопланета COCONUTS-2b и ее звезда: взгляд художника
Экзопланета COCONUTS-2b и ее звезда: взгляд художника / ©B. Bays, SOEST, University of Hawai

Далекие экзопланеты почти всегда слишком малы и тусклы, чтобы их можно было увидеть напрямую. Практически все они обнаруживаются по косвенным признакам — например, по слабым колебаниям звезды, вызванным притяжением вращающейся вокруг нее планеты или по затемнению звездного диска при прохождении планеты на его фоне. Лишь в отдельных редких случаях экзопланету удается увидеть непосредственно.

О новом таком наблюдении сообщают астрономы из Гавайского университета, статья которых опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Различить экзопланету COCONUTS-2b помогли два обстоятельства: во-первых, приличная дистанция от материнской звезды, которая более чем в 6000 раз больше радиуса земной орбиты; во-вторых, близость всей системы к нам. Звезда COCONUTS-2 находится всего в 35 световых годах от Солнца, так что COCONUTS-2b стала самой близкой из напрямую снятых экзопланет.

Прямой снимок звезды и планеты / ©Zhang et al., 2021

Сама COCONUTS-2 — молодая, активная и сравнительно холодная звезда, ее возраст не достигает и миллиарда лет, а размеры примерно втрое меньше солнечных. Планета COCONUTS-2b находится от нее на таком огромном расстоянии, что в 2011 году, когда ее впервые заметили, объект сочли свободнолетящим. Лишь новая работа гавайских ученых показала, что планета гравитационно связана со звездой. Астрономы подсчитали, что полный оборот по своей огромной орбите COCONUTS-2b совершает за 1,1 миллиона лет — это рекорд среди всех известных экзопланет.

COCONUTS-2b — ледяной газовый гигант примерно вшестеро массивнее Юпитера. Находясь на огромном удалении от звезды, он получает совсем мало излучения и подогревается в основном теплом собственных недр. Температура на COCONUTS-2b составляет 160 °С, что делает ее одной из самых холодных экзопланет, которые удалось наблюдать напрямую.

Стоит добавить, что имя COCONUTS-2 не связано с английским словом «кокосы», это сокращение от названия обзора COol Companions ON Ultrawide orbiTS («Холодные партнеры на сверхшироких орбитах»), на основе которого и было сделано открытие.