6 февраля
7 057

Астрономы показали, что новые планеты могут рождаться и у старых звезд

5.8

Умирая, некоторые звезды в двойных системах могут создавать «вторичное» протопланетное облако, в котором появляются новые планеты.

©ESO/L. Calçada

Процессы формирования звезд и их планет обычно тесно связаны. Вещество, оставшееся при рождении новой звезды, образует вокруг нее плотный диск газа и пыли, в котором довольно быстро появляются планеты, а диск расчищается и пропадает. Солнце сформировалось 4,6 миллиарда лет назад, а уже через сотню миллионов лет возле него вращались Земля и другие планеты. Вместе они и умрут: когда Солнце раздуется красным гигантом и сбросит внешние оболочки, внутренние планеты погибнут. Более далекие сохранятся и останутся кружить вокруг тусклого белого карлика, в который превратится наша звезда.

Казалось бы, это обычная картина, однако Солнце – не совсем обычная звезда. Большинство из них входят в состав двойных систем и живут бок о бок хотя бы с одной соседкой. И если одна из них проживет дольше другой и превратится в красного гиганта, а затем – в белого карлика, то выброшенное ей вещество может образовать новый газопылевой диск вокруг системы. Такие диски рассмотрели астрономы из Левенского университета в Бельгии, статья которых опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

©N. Stecki, KU Leuven

Жак Клушка (Jacques Kluska) и его коллеги провели обзор «вторичных» протопланетных дисков в двойных системах. В общей сложности они нашли 85 таких объектов, и в 10 из них обнаружили характерные просветы – линии, которые прочерчивают новорожденные планеты, расчищая пространство вдоль своей орбиты. Это подтвердили и спектры таких звезд: судя по ним, на их поверхность падает меньше тяжелых элементов, вроде железа, а значит, – эти вещества из диска частично вошли в состав новорожденных планет.

Впрочем, такой сценарий возможен далеко не для всех звезд. Диск может сформироваться лишь при определенных условиях и у звезд определенного типа. Для этого они должны выйти из асимптотической ветви гигантов, особой поздней стадии жизни, через которую проходят звезды массой от 0,8 до пяти масс Солнца (включая его самого).

Кроме того, требуется присутствие близкого партнера, который мог бы притянуть сброшенные оболочки. Как правило, это вещество падает на соседнюю звезду, но в некоторых случаях оно может сформировать диск. Такой диск долго существовать не может и вряд ли сохраняется дольше нескольких сотен тысяч лет. Но для рождения новых планет этого вполне достаточно: наша собственная Солнечная системы вполне уложилась в такой срок.