22.11.2022
Анна Новиковская
2 552

Археологи нашли древнейшее доказательство использования обезьян в качестве дипломатического подарка

5.5

В течение тысячелетий животных использовали для налаживания дипломатических отношений между различными народами. Теперь археологи нашли доказательства того, что 1700 лет назад в Центральной Америке паукообразные обезьяны играли ту же роль для древних майя.

Кости орла и паукообразной обезьяны, найденные в Теотиуакане / © 10.1073/pnas.2212431119

Живые подарки использовали в дипломатии повсеместно. Так, например, египтяне дарили правителям стран, с которыми налаживали дружественные отношения, жирафов, а английский король Генрих III даже превратил лондонский Тауэр в зверинец, когда император Священной Римской империи Фридрих II подарил ему трех леопардов, слона и белого медведя.

Не обходятся без таких подарков и современные политики. Скажем, Китай в течение 40 лет использовал своих национальных животных — больших панд — для поддержания дипломатических отношений (пару таких зверей отправили и в Советский Союз). В России политики нередко прибегают к «собачьей дипломатии»: еще Никита Хрущев подарил президенту США Джону Кеннеди Пушинку — щенка собаки-космонавта Стрелки.

Теперь ученые обнаружили доказательства того, что и древним жителям Мексики не была чужда «дипломатия животных». В индейском Теотиуакане нашли кости множества животных, в том числе паукообразной обезьяны возрастом около 1700 лет.

Она лежала рядом со скелетами беркута и нескольких гремучих змей, окруженная нефритовыми фигурками, обсидиановыми ножами и украшениями из раковин. Исследователи посчитали это признаком того, что животных ритуально принесли в жертву.

Ученые также установили, что на момент смерти обезьяне было от пяти до восьми лет, не меньше двух она провела в неволе, питаясь в основном кукурузой. Поскольку Теотиуакан находится на высокогорье, далеко от обычных мест обитания паукообразных обезьян (эти приматы живут в лесистых районах), авторы работы предполагают, что животное преподнесли в качестве экзотического подарка правители соседних племен майя.

Сложно представить, что животное, населяющее тропические леса, смогло само добраться до высокогорного города / © inaturalist.org

Судя по другим костям, найденным в Теотиуакане, ритуальные жертвоприношения с участием символических животных были обычным делом для древних индейцев, а паукообразная обезьяна (чье изображение можно увидеть на городских фресках) стала лишь одним из примеров подобных обычаев.

Пока ученые не могут сказать, в чем заключался смысл этого ритуала. Остается лишь гадать, почему скелеты обезьяны, орла и змей оказались погребены рядом.