5 июля
Михаил Орлов
9 385

Космогенные изотопы указали, что австралопитеки старше на миллион лет

5.5

Сделанные за более чем сто лет в пещере Стеркфонтейн близ Йоханнесбурга находки предков человека стали классическими. Однако теперь выяснилось, что их датировка ранее была проведена некорректно, в связи с чем африканский австралопитек (Australopithecus africanus) внезапно «постарел» на миллион лет.

Австралопитек по имени Маленькая нога (Little Foot)
Реконструкция австралопитека по имени Маленькая нога (Little Foot) / © abbapatter.org

Пещеры Стеркфонтейн расположены неподалеку от Йоханнесбурга (ЮАР) в местности, которая пользуется славой «колыбели человечества». Это целая система из шести подземных залов, сложенных известняком на глубине 40 метров.

Начиная с конца девятнадцатого века здесь удалось обнаружить более 500 остатков древних предков человека. К ним относятся такие «знаменитости», как Маленькая нога (Little Foot) — останки почти целого скелета австралопитека, а также миссис Плэз — самый полный образец черепа африканского австралопитека (Australopithecus africanus).

Возраст этих австралопитеков, а также их многочисленных соседей по пещерам Стеркфонтейн определяли не один раз и с помощью ряда методов. В результате ученые сочли, что им примерно 2,1-2,6 миллиона лет. Однако новое исследование ученых из США и ЮАР называет эти цифры сильно заниженными. Согласно их оценкам, в зависимости от определенного участка возраст пещер (а значит, и проживавших здесь гоминид) равен 3,41-3,67 миллиона лет.

Для того, чтобы получить этот результат авторы использовали датирование на основе космогенных изотопов. Это редкие изотопы, то есть разновидности атомов одного химического элемента с различным числом нейтронов, которые образуются на Земле (в данном случае в кварце) под воздействием космических лучей.

Ученые и раньше подозревали, что некоторые представители рода австралопитек на деле жили в другое время. «Казалось очень странным, что некоторые австралопитеки просуществовали так долго» — поделился Лоран Брюссель (Laurent Bruxelles), один из авторов новой статьи. Сомнительным было и огромное различие в оценке возраста двух обитателей Стеркфонтейна — упомянутых миссис Плэз и Маленькой ноги.

Действительно, примерно 2,2 миллиона лет назад по соседству в той же Южной Африке уже обитал человек умелый (Homo habilis), который относится к тому же роду, что и современный человек Homo sapiens. Однако не сохранилось никаких следов того, что тот тоже заглядывал в Стеркфонтейнские пещеры.

Ошибки более ранних датирований были связаны с использованием отложений кальцита, которые в действительности образовались позднее, чем сама пещера. Выходит, миссис Плэз и другие представители Australopithecus africanus были современниками другого вида — афаренских австралопитеков Australopithecus afarensis, к которому относится и настоящая «звезда антропогенеза» Люси, проживавшая в Эфиопии 3,2 миллиона лет назад.

Значение нового исследования не ограничивается только австралопитеками. Из него следует, что Homo имели гораздо больше времени на свою раннюю эволюцию и что взгляды на родословную человека как на куст, а не дерево получили новое подтверждение.