Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.
Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Мистификации и монолитное строительство
Неизвестно кем сделанные металлические «монолиты», напоминающие о классике научной фантастики, снова появились в США после трехлетнего перерыва. При этом их предыдущий «визит» оказался весьма эффектным.

Восемнадцатого июня в Неваде местная полиция обнаружила металлический трехгранный столб с поверхностью, отполированной до зеркального блеска. В результате «монолит» практически сливался с местностью.
Опрос проходивших по соседней тропе показал, что он был установлен буквально за несколько дней до обнаружения, однако свидетелей самой установки не нашлось. Так получила свое продолжение «пандемия монолитов», начавшаяся почти четыре года назад.
Восемнадцатого ноября 2020 года группа биологов, подсчитывавших поголовье снежных баранов, обнаружила вполне аналогичный невадскому обелиск в одном из каньонов Юты.
Ассоциации с черным обелиском из фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» возникли мгновенно. При этом за три года до обнаружения монолита территория находилась в пределах национального памятника «Медвежьи уши», известного огромной концентрацией археологических объектов — в диапазоне от «ледниковой» культуры Кловис до покинутых поселений индейцев пуэбло. В фильме Кубрика черный обелиск практически определил эволюцию человечества.
Через восемь дней монолит исчез. К тому времени, однако, выяснилось, что трехметровая конструкция была собрана на совершенно земных заклепках из листов металла стандартной толщиной в 1/8 дюйма.

За исчезновением, в свою очередь, стояли экологические активисты, опасавшиеся, что поток туристов навредит археологическим памятникам и живой природе «Медвежьих ушей». Наконец, последующий анализ спутниковых снимков показал, что обелиск был установлен в 2016 году — в то время, когда территория являлась охраняемой зоной с ограниченным доступом.
При этом использование архаичных заклепок изначально затруднило датировку. Возможно, их применили именно для того, чтобы внешне «состарить» монолит.
Довольно быстро обнаружились и прототипы. Так, в «юбилейном» 2001-м похожая конструкция появилась в одном из парков Сиэтла, тоже в «анонимном» режиме. Однако с тех пор «виновников» — арт-группу «Некоторые люди» — успели «разоблачить». Альтернативным прототипом могли быть работы жившего в соседнем штате Нью-Мексико художника Джона Маккракена. Некоторое время часть искусствоведов считала, что обелиск установил именно он. Однако эта теория отпала после определения точной даты установки — Маккракен умер в 2011 году. В итоге авторство стали приписывать неизвестным последователям художника.
Между тем, пока шло разбирательство, обелиск начал «размножаться». Уже 26 ноября, практически в день похищения монолита из Юты, его достаточно грубый клон появился в Румынии, чтобы исчезнуть через три дня.

Второго декабря в Калифорнии появился следующий клон. И уже 4 декабря трое молодых людей из округа Ориндж, называющие себя ветеранами Вооруженных сил, в прямом эфире показали, как они разрушают монолит, заменяя его большим деревянным крестом и скандируя «Христос — царь!» Было слышно, как они говорили: «Мы не хотим нелегалов из Мексики или из космоса», написал сайт Yahoo News.
«Мы расстроены тем, что этим молодым людям потребовалось ехать пять часов, чтобы войти в наше сообщество и надругаться над монолитом», — заявил местный мэр Хизер Морено.
К этому моменту монолиты успели появиться в Италии, Словении, а в пределах США — в Колорадо, Небраске, Северной Каролине, Пенсильвании, Техасе и той же Юте. Впрочем, речь всегда шла о рекламе или вполне определенных подражателях.
Пятого декабря, на фоне продолжающегося размножения монолитов, одна из арт-групп объявила себя авторами исходного обелиска и попыталась наладить продажу клонов, но была разоблачена.
Всего за декабрь 2020-го в мире было установлено более 100 монолитов. При этом география включала в себя в том числе Украину, Грузию, Парагвай, Боливию и Иран. Затем «пандемия» пошла на спад, успев, впрочем, добраться до Демократической Республики Конго. Там обеспокоенная общественность совершенно по-американски сожгла местный обелиск «дотла». Финальный счет монолитов до недавнего времени составлял порядка двухсот единиц.

Такова хронология, пожалуй, самого примечательного художественного флешмоба в истории. Посмотрим чуть внимательнее на то, что дало ему старт.
Мистификация — один из древнейших художественных приемов, размещение «монолитов» в стиле умершего художника вполне вписывается в эту традицию. Равным образом анонимность вполне обычна, например, для уличного искусства (стрит-арт). В целом же «цитирование» и «смерть автора» — обычные приметы постмодерна.
В свою очередь, размещение произведений в безлюдных местах отсылает еще к одному очень известному художественному движению.
Ленд-арт — «искусство земли», так или иначе использующее природный ландшафт или его элементы. Первые работы, постфактум отнесенные к этому направлению, появились еще в 1940-х. Однако «официально» основные принципы были впервые сформулированы Робертом Смитсоном в 1968 году.

Принципы включали, например, выход за пределы традиционных галерей и некоммерческий характер искусства — произведение ленд-арта, как правило, невозможно продать, а сделать доступ к нему платным технически трудно. При этом внушительные размеры «искусства земли» зачастую сами по себе требовали «безлюдности» окрестностей. И этому тоже было найдено идеологическое обоснование: расположенные в удаленных местах и иной раз видимые только с воздуха произведения автоматически становились искусством не для всех, противостоя масскульту.
Историческими прототипами стали, например, Стоунхендж, геоглифы Наска и курганы коренных американцев.
Самым экстремальным воплощением парадоксального принципа «всеобщей доступности искусства не для всех» являются, вероятно, «Ритмы жизни» Эндрю Роджерса. Сейчас «Ритмы» включают в себя 51 объект в 16 странах (планируется 18, включая США). Объекты Роджерса размещены в пустынных регионах, но достаточно внушительны, чтобы быть видимыми из космоса. Так, 13 построек в Каппадокии (историческая область в Турции) потребовали 10,5 тысячи тонн, камня, а общая длина сооружений составляет около шести километров. При этом сооружения и геоглифы прямо «цитируют» исторические прототипы.

По понятным причинам любимым «полотном» для деятелей ленд-арта стали пустыни и прерии юго-запада США. Классикой ленд-арта считается «Спиральная пристань» — насыпь-мол, созданная самим Смитсоном в 1970 году на Большом Соленом озере во все той же Юте. Другое известное ранее произведение — «Рисунок длиной в милю» Уолтера Де Марии — разместилось в пустыне Мохаве. Им же создано «Поле молний» в Нью-Мексико — 400 стальных стрежней-громоотводов на плоской равнине, создающих весьма впечатляющие эффекты при грозах.
Наконец, в Цветное пустыне (Пейнтед Дезерт) Аризоны расположен крупнейший и самый «долгоиграющий» объект ленд-арта — кратер Роден. Вулканический конус диаметром три мили (4,8 километра) был выкуплен Джеймсом Тарреллом в 1977 году. Целью было и остается создание гигантского аналога древнейших обсерваторий, позволяющих определять ключевые календарные точки (день равноденствия и так далее).

Иными словами, даже в плане географии монолит Юты содержит «цитату».
При этом результат получился на удивление удачным и поучительным. Ленд-арт в духе основ собственной идеологии вышел далеко за пределы музеев и галерей.
Приблизительно 4,5 тысячи лет назад в Египте жил пожилой человек, который, вероятно, трудился гончаром. Сегодня его ДНК расшифровали полностью: это первый для современной науки случай расшифровки полного генома человека из Древнего Египта. Анализ не только раскрыл детали былой жизни, но и намекнул на связи с Месопотамией.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Гарум — знаменитый рыбный соус, который был неотъемлемой частью кухни Древнего Рима и других средиземноморских культур. Он стоял на столах и в хижинах бедняков, и в пиршественных залах патрициев. Философ Сенека с отвращением называл его «драгоценной сукровицей протухших рыб», но миллионы римлян обожали эту приправу. Что на самом деле входило в ее состав? Ответ на вопрос нашла международная команда ученых с помощью чанов, которые использовались для приготовления соуса.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии