Этот пост добавлен пользователем в раздел «Сообщество». Как это сделать — читайте в нашем гайде.

В созвездии Скорпиона вспыхнула новая звезда, видимая в бинокль

Вспышка новой звезды в созвездии Скорпиона произошла минувшей ночью, и доступна для наблюдений на территории России в небольшие бинокли.

Команда астрономов «Астроверты» во главе со Стасом Коротким, базирующаяся в Архызской обсерватории, рапортует о вспышке повторной новой в Скорпионе, U Sco. Во время предыдущей вспышки в 2010 году звезда увеличила свой блеск в 10 тысяч раз. Вспышка началась прошлой ночью, а этой ночью ее можно будет наблюдать в бинокли из России, в том числе из Московской области.

Вспыхнувшую звезду можно попробовать отыскать около полуночи по местному времени невысоко над южным горизонтом, над Антаресом (самой яркой звездой Скорпиона). На широте Московской области в полночь она поднимается на 16 градусов над горизонтом (ширина кулака на вытянутой руке, от мизинца к указательному пальцу, составляет примерно 8 -10 градусов), и будет в семи градусах выше Антареса и в двух градусах правее его. Выше 10 градусов звезда находится примерно с пол-десятого вечера до пол-третьего утра, но лучше искать ее, когда достаточно стемнело и еще не начало рассветать.

Карта поиска новой звезды. Вид соответствует небу на широте Москвы в местную полночь. На верхней картинке — обзорный вид. E – восток, S – юг, W – запад, справа – прибывающая Луна. На левой нижней — верхняя часть созвездия Скорпиона и нижняя часть созвездия Змееносца. Масштаб сетки 5 градусов (10 видимых диаметров Луны). Стрелки подсказывают, как найти опорную звезду Хи Змееносца. На правом нижнем рисунке фотография новой звезды (в кружке), полученная группой «Астроверты». Ширина изображения – около 4 видимых диаметров Луны (примерно вдвое больше ширины поля зрения среднего любительского телескопа). Стрелки показывают звезды, по которым можно ориентироваться; яркость около +7 зв.вел., вид примерно соответствует наблюдению глазом в средний любительский телескоп. Для поиска лучше воспользоваться интерактивной картой звездного неба для смартфона, такой как Stellarium  /  © Астроверты / коллаж Naked Science.
Карта поиска новой звезды. Вид соответствует небу на широте Москвы в местную полночь. На верхней картинке — обзорный вид. E – восток, S – юг, W – запад, справа – прибывающая Луна. На левой нижней — верхняя часть созвездия Скорпиона и нижняя часть созвездия Змееносца. Масштаб сетки 5 градусов (10 видимых диаметров Луны). Стрелки подсказывают, как найти опорную звезду Хи Змееносца. На правом нижнем рисунке фотография новой звезды (в кружке), полученная группой «Астроверты». Ширина изображения – около 4 видимых диаметров Луны. Стрелки показывают звезды, по которым можно ориентироваться; яркость около +7 зв.вел., вид примерно соответствует наблюдению глазом в средний любительский телескоп в отсутствие значительной засветки. Для поиска лучше воспользоваться интерактивной картой звездного неба для смартфона, такой как Stellarium / © Астроверты / коллаж Naked Science.

Чем южнее — тем благоприятнее условия наблюдений: в южных широтах новая звезда поднимается выше, а темнота длится дольше. Если яркость новой достигнет +8-й величины, для ее наблюдения на ясном небе в отсутствие засветки достаточно небольшого бинокля, а в умеренной или сильной засветке — мощного бинокля, подзорной трубы или небольшого телескопа с диаметром от 40 до 100 мм (в зависимости от засветки).

Яркость самых ярких звезд северного неба составляет ноль звездных величин. Предел видимости для невооруженного глаза со стопроцентным зрением вдали от городов составляет +6 зв.вел., и от +2 до +4 зв.вел. в городе (каждое увеличение на 1 единицу означает уменьшение яркости примерно в 2,512 раз).

Что же происходит в созвездии Скорпиона? Массивный и плотный белый карлик в составе тесной двойной системы перетягивает на себя вещество своего компаньона. На поверхности карлика вещество сжимается и разогревается, и время от времени происходит термоядерный взрыв, который мы и наблюдаем как вспышку новой.

Двойная система из аккрецирующего белого карлика и компаньона в момент вспышки, в представлении художника.

Чем плотнее и тяжелее карлик — тем чаще происходят вспышки и тем больше вероятность, что одна такая вспышка породит сверхновую (когда реакция происходит в веществе самого белого карлика, и он взрывается целиком). Звезда U Sco вспыхивает раз в десять лет, и является одним из главных кандидатов на скорую вспышку — в Млечном Пути, среди его сотен миллиардов звезд, таких известно всего десять штук.

Oбновление: наблюдение автором заметки ночью с 7 на 8 июня в телескоп диаметром 127 мм показало, что из города звезда уже еле заметна и быстро тускнеет. В следующую пару ночей из Москвы и более северных городов ее уже вряд ли будет видно, но жители более южных регионов еще смогут ее наблюдать в телескопы.