Очень серьезные беспилотники: полный цикл

Для одних беспилотники - это простые радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов, для других – серьезное оружие и повод беспокоиться. По-своему правы и первые, и вторые. Беспилотная авиация может быть как простой и недорогой поделкой для любителей, так и верхом технической мысли, технологией,...

18 апр 2016 Егор Калейник Комментариев: 0
12.6K
Выбор редакции

Неприметная типовая двухэтажка конца 1980-х. Такими страны постсоветского пространства нашпигованы, как поганками в лесу. Все они одинаковые, подслеповатые. Понять, что внутри, невозможно. 


- Здесь и делают беспилотники, которыми можно гордиться? Наверное, только разрабатывают, а производство в другом месте, - промелькнуло в моей голове. 
Нас встречает приветливый, расторопный бородач по имени Владимир Чудаков - главный конструктор и сооснователь бюро в одном лице. Он ведет нас коридорами в свою обитель. Через минуту мы перед массивной железной дверью. Первые мысли о секретности и серьезности появились у меня, когда я заметил сканер отпечатков пальцев. 


- Да, у нас все по-взрослому, - сказал Чудаков и открыл дверь.

 

©Анна Миронова

©Анна Миронова

 

Первое впечатление 

Глазам открылось не очень большое, но все же просторное и светлое помещение. Аккурат в центре стояла причина нашего удивления – четырехметровый красавец-вертолет черного цвета. Угловатые очертания облика и матовая окраска сразу же вызвали ассоциации с технологией Stealth. 


- Только не Stealth, а «пониженной радиозаметности», - поправил меня подоспевший к нам на помощь заместитель директора по развитию Денис Милютин. – Обычно непосвященные считают, что такие машины и вовсе незаметны для радаров, хоть это и не так. 


Под потолком - беспилотный самолет, блестящий, красивый и в пленке. Ближе к окну - что-то, напоминающее игровые автоматы в процессе сборки. Как оказалось позже, это мозг и сердце любого беспилотного комплекса, то есть все необходимое для дистанционного мониторинга, постановки задач и ручного управления в экстренных ситуациях. 


Денис Милютин на поверку оказался весьма приятным и интересным собеседником, который, в отличие от большинства менеджеров, отлично разбирается и в технических тонкостях работы компании. 


- Конечно, без этого в нашем деле никак. Беспилотные летательные аппараты- это очень сложная и дорогая техника. Мне и моим коллегам зачастую приходится объяснять не только преимущества нашей продукции клиентам, но и полезность столь дорогой покупки именно для них. 

 

Нелегко быть независимым 

История компании началась еще в 1996-м году. Тогда новоиспеченная «Индела», образованная как полностью независимая организация с частным капиталом, занималась лишь созданием систем телеметрии и высокоскоростной передачи данных. Примерно через три года по заказу военных началась разработка модульной системы управления беспилотными летательными аппаратами. Самих аппаратов ни у «Инделы», ни у их заказчиков на тот момент не было и в помине. Это и сподвигло руководство компании на создание собственных решений. 

 

Владимир Чудаков - главный конструктор и сооснователь бюро / ©Анна Миронова<br />
 

Владимир Чудаков - главный конструктор и сооснователь бюро / ©Анна Миронова
 

- Главная проблема в нашей области, не считая денег, – острая нехватка квалифицированных кадров, - признается Милютин. – Наш персонал- это сборная солянка. Основная часть специалистов осталась еще со времен Советского Союза. С его развалом многие светлые головы уехали за рубеж, кто в США или Европу, кто в Россию или другие страны бывшего СССР. В условиях такой нехватки квалифицированных специалистов они пользуются спросом почти везде. Но время прошло, ситуация в экономическом плане перестала быть столь катастрофической, и некоторые вернулись на Родину. Мы стараемся переманивать к себе самых лучших: без них в нашей области никак. Конечно, среди молодежи тоже есть достойные специалисты, а некоторые наши сотрудники и вовсе приехали из России и других стран ближнего зарубежья. 


Только переманивать сотрудников становится все сложнее. 


- Дело в том, что в России уже осознали, что подобные проекты очень нужны оборонке, а заказывать военное оборудование у соседей считается ниже своего достоинства. Вот и получается, что руководство российского военпрома пытается создавать собственные бюро. Денег при этом никто не жалеет, так что нам с нашим частным капиталом и относительно небольшим оборотом тяжело предложить что-то, что перебьет ставки российских военных. 

В начале 2000-х годов компания обратила внимание на новые горизонты – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. 


- Сегодня в мире существует лишь семь организаций, создающих решения вертолетного плана подобного уровня. При этом из них лишь две коммерческие – мы и австрийская Schiebel, причем начинали мы примерно одновременно, да и боролись за одни и те же заказы, - продолжает Денис. 


Начали компании схоже, но почти сразу же их судьбы стали различаться весьма разительно. То ли благодаря везению, то ли географии, но Schiebel удалось заключить весьма выгодный контракт на постройку сорока вертолетов для нужд армии ОАЭ. 

 

<a href=Очень серьезные беспилотники: полный цикл

 

- История довольно веселая. Дело в том, что в итоге Schiebel заказала у нас лопасти для этих вертолетов. Компания, получив значительную предоплату от армии ОАЭ, решила пойти по пути наименьшего сопротивления и заказать комплектующие у сторонних организаций. Среди поставщиков, с которыми связались ее представители, оказалась германская компания, которая разместила субподряд на разработку и изготовление лопастей у нас. Разумеется, что мы ничего об этом не знали и взялись за разработку с нуля не для себя, а для заказчика. Как оказалось, в итоге выиграли все: мы получили технологию изготовления качественных лопастей за чужие деньги, а конкуренты – готовый продукт. Очень скоро тайное стало явным, так что теперь Schiebel делает лопасти сами. 


На протяжении всей своей истории компания остается полностью независимой. Руководство ВС Беларуси никогда не проявляло желания взять компанию под крыло и вложить в нее деньги. Конечно, сотрудничество с белорусскими военными в истории «Инделы» есть. 

 

Очень серьезные беспилотники: полный циклОпытный Indela-I.N.Sky готовят к очередному полету / ©Анна Миронова

 

- Мы разрабатывали для белорусской армии тактический беспилотный самолет «Гриф-1», но сотрудничество изначально было направлено на полную передачу технологий. То есть мы разработали этот самолет, сделали прототип и испытали его по всем стандартам. После этого передали чертежи, и теперь этот аппарат полностью производится на военном ОАО «558 завод». 


Привычка рассчитывать только на собственные деньги помогла «Инделе» прийти к успеху. 


- На самом деле вышеупомянутая компания Schiebel сейчас является только разработчиком, производителем небольшой части узлов и конечным сборщиком. В то же время у «Инделы» куда более полный цикл – мы делаем почти все, - добавляет Владимир Чудаков. – Ну что, вы на производстве еще не фоткали? Ладно, пока там занято, давайте попьем кофе. 


На самом деле мы не «фоткали», потому что нам не разрешили. На производстве как раз собирали оснащенный новыми узлами штатный вертолет I.N.SKY. Этот закаленный боец отлетал уже более четырехсот часов, его «Индела» использует для проверки новых разработок и модулей, а также для демонстрации своих успехов потенциальным клиентам и партнерам. В общем, на следующий день вертолет должен был лететь, так что его тщательно готовили, а на оголенные узлы внутренностей не дали смотреть ни мне, ни камере. 

 

Очень серьезные беспилотники: полный цикл

 

Второй этаж 

Туда ведет металлическая лестница. За дверями – офис, где сидят проектировщики и начальство. На потолке висит футуристический корабль, который бурная фантазия могла бы и в космос отправить. 


- На самом деле это роботизированная воздушная мишень «Беркут» для военных учений, - сообщает Чудаков. - Только в одном Китае подобных решений производится около пяти тысяч в год. Представляете, какой это объем? А, по сути, подобные мишени, способные конкурировать с нашими, выпускает лишь пара организаций в мире. Наш «Беркут-2», благодаря радиолокационному имитатору, способен маскироваться под крылатую ракету, истребитель и другие цели. К тому же его можно до двадцати раз запускать с катапульты. А главная особенность – с ним просто обращаться, так что солдат не придется учить сложным фокусам. 

 

Очень серьезные беспилотники: полный цикл

 

Индела 2.0 

Наверху, попивая терпкий кофе, мы слушали о проблемах и перспективах компании. На сегодняшний день в КБ «Индела» работает около сорока человек. В нынешнем помещении несколько скученно. Кроме того, и разработка, и производство находятся порой в пределах одной комнаты. 


- Да, немного тесновато. Но у нас уже есть план нового здания, которое мы планируем построить, чтобы перевести туда все наши мощности. Для этого нужен подходящий крупный контракт, - объясняет Милютин. 

 

Денис Милютин показывает лопасти для вертолета / ©Анна Миронова

Денис Милютин показывает лопасти для вертолета / ©Анна Миронова

 

Судя по эскизу футуристического здания, который нам показали Денис и Владимир, нужен действительно хороший контракт. К сожалению, планы и эскизы будущего здания остались вне нашего репортажа. 


– Новое здание будет просторным и современным, там можно будет разнести разработку и производство, чтобы процессы друг другу не мешали, – дополняет В. Чудаков. – Мы разработали свою будущую фабрику таким образом, чтобы ее копию можно было построить в любой другой стране. Так делают и австрийцы: они построили свою фабрику в ОАЭ и организовали производство некоторых гражданских коммерческих аппаратов в России на заводе ОАО «Горизонт» в Ростове-на-Дону. 


Перспектива обновки не так уж и туманна. По словам руководителей КБ «Индела», к ним уже на протяжении нескольких лет постоянно приезжают гости из разных стран, смотрят и восхищаются. Рано или поздно это должно принести отдачу, которую Владимир Чудаков и Денис Милютин ждут уже в ближайшее время. Конечно, какая-то работа ведется постоянно, и этого хватает, чтобы компания могла и дальше существовать. Но для резкого прорыва время, видимо, еще не настало. 


– Понимаете, для того, чтобы грамотно подойти к покупке беспилотной авиации, нужно самому в ней хорошо разбираться. В существующей в России, Беларуси и других странах тендерной системе кроется еще одна коварная и пока непреодолимая проблема. Представьте ситуацию: объявляется тендер, и его выигрывает молодая компания, предложившая наиболее низкую цену. Но дело в том, что ребята, подавшие документы на тендер, могли просто не рассчитать свои силы: схожий по функциональности прибор может стоить как 50 долларов, так и на несколько порядков больше. Разница будет всего-то в надежности: один откажет на пятый раз, а другой вообще не откажет. Вот и получается, что тендер выигран, деньги выделены и время упущено, а через год или два эти горе-разработчики не могут ничего достойного представить. В результате тендер проводится снова, возможно, что и с таким же скучным результатом. А может и вообще не проводиться больше. Заказы очень важны для нашей компании, ведь для того чтобы оставаться на месте в технологическом плане, мы должны со всех ног мчаться вперед. 

 

©Анна Миронова

©Анна Миронова

 

Снова внизу 

Наконец нас пригласили посмотреть на финальные штрихи сборки вертолета INDELA-I.N.SKY. Сразу после спуска вниз в глаза бросилось другое: буквально за час, пока нас не было, панель управления успела обрасти частью недостающих элементов. 


- Это полностью автономный комплекс управления, - говорит Чудаков. - Он способен до 24 часов обходиться без внешнего питания. При этом телеметрические показатели в реальном времени можно принимать на расстоянии до 100 км. При удалении БПЛА не более 50 км станция позволяет также принимать видео- и аудиосигнал без задержек. Комплекс монтируется в морской контейнер или автомобильный прицеп схожего размера. В него обычно входят два летательных аппарата, но при необходимости их может быть и больше. Как видите, все вполне эргономично! 


Я и вправду обратил внимание на современные трекболы, джойстики и островные клавиатуры в стиле Sony VAIO. Все стереотипы насчет «военного» как топорного и неудобного, но сделанного на века, сразу же отпали. Пока во все еще закрытом для нас помещении проводились последние приготовления, я поинтересовался у Дениса насчет используемых материалов и узлов. Оказалось, что «Индела» - предприятие максимально полного цикла. 


- Мы все делаем сами. Ну, кроме готовых узлов вроде экранов или стандартизованных радиостанций. В остальном все наше, включая пайку деталей. Дело в том, что с нашей секретностью отдавать на аутсорсинг что-либо может быть весьма плачевно. Вот, смотрите, как делаются наши лопасти, - Денис и Владимир поднимают тяжелющий с виду алюминиевый ящик. Он оказался составной формой, из которой извлекается готовая лопасть, белая и блестящая. 


- А какие материалы вы используете? 


- Ну, по большей части традиционные для авиации композиты. Карбоновое волокно, связующие. Конечно, секрет мы вам не раскроем! – улыбается Денис. – Давайте сфотографируем лопасть и уже можно будет пойти посмотреть на наш опытный I.N.SKY. 

 

Система управления способна до 24 часов обходиться без внешнего питания / ©Анна Миронова

Система управления способна до 24 часов обходиться без внешнего питания / ©Анна Миронова

 

Рабочая лошадка 

Наконец нас впустили в святая святых – комнату, где проходила сборка вертолета I.N.SKY. Внешне этот герой выглядел весьма достойно и ухоженно, даже не скажешь, что за плечами у него уже множество полетов. 


- А случались ли у него внештатные ситуации? 


- Разумеется, как же без этого, - признается Денис. – Но аварийная система позволяет посадить вертолет даже с отказавшим двигателем, так что потерять его безвозвратно очень сложно. К тому же есть аварийные парашюты, а электронные узлы дублируются. Я уже говорил, что надежность– главная особенность такого оборудования и причина его высокой стоимости. 

 

Indela-6M готов к полету, только пленку снять и заправить / ©Анна Миронова

Indela-6M готов к полету, только пленку снять и заправить / ©Анна Миронова


- А какое оборудование обычно приходится тестировать? 


- Да любое! Мы оснащаем свои БПЛА практически любым телеметрическим и вспомогательным оборудованием, все зависит от конкретного заказа. Обычные и инфракрасные камеры, дальномеры, системы обнаружения и слежения за целью, а для военных целей это может быть даже оружие. Например, наш H.U.SKY-II может нести до 55 кг полезной нагрузки, так что при желании на него можно повесить даже пулемет. 


Ребята-сборщики как раз поставили на секретные внутренности вертолета панели корпуса, но прихватили их лишь на несколько винтов. Все равно после нашего ухода им придется перепроверять все еще раз – спешка в таких делах, как авиация, до добра не доводит. 

 

12.6K

Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку